«Не жди, когда судьба постучит в дверь...»
В этом году лауреатом Премии им. А.Шекеры в области хореографического искусства стал Сергей КонСергей Кон окончил Киевский национальный университет культуры и искусств по специальности «балетмейстер-хореограф, артист балета» (2008). Квалификация: магистр хореографии.
С 2006 года — солист труппы «КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТ».
В 2013 дебютировал как постановщик пластики в спектаклях театра «Дороги Шевченко» и «Умница» К.Орффа.
В 2015 на сцене театра осуществил свою первую полнометражную постановку — балет «Кукла. Новая история Коппелии» на музыку Л.Делиба. За этот спектакль был удостоен премии «Киевская пектораль» в номинации «Дебют».
Балетмейстер-постановщик спектаклей театра: мюзиклов «Приключения Гекльберри Финна» Ж.Колодуб и Л.Колодуба (2015) и «Жил-был пес...» В.Назарова(2017), опер «Бастьен и Бастьенна» В.А.Моцарта, «Рита» Г.Доницетти, «Красная Шапочка» Р.Смоляра (все — 2016), «Богема» Дж.Пуччини (2017).?
Хореограф VI и IX сезонов проекта СТБ «Танцуют все!» (2013).?
На сцене Одесского национального академического театра оперы и балета осуществил первопрочтение современного балета «Судьбы» на музыку Ю.Гомельской (2017).? За постановку этого балета удостоен премии имени А.Ф.Шекеры в области хореографического искусства (2018).?
— Анатолий Федорович Шекерa был крупной фигурой в украинской хореографии, постановщик балетов «Спартак», «Каменный властелин», «Ромео и Джульетта», «Лилея», «Ольга», «Прометей». Какие качества для современного танца ты бы почерпнул из опыта мастера, а какие оставил бы истории?
— Мой ответ может прозвучать странно. Но когда меня поздравляли с присуждением премии, то очень часто, особенно от молодых, звучала фраза: «Шекера? А кто он такой»? Сейчас как раз и пришла пора задуматься над тем, что же нам оставили предыдущие мастера. То есть это еще предстоит осмыслить.
— Ты много лет проработал в труппе Раду Поклитару. Несколько его воспитанников— солистов, в т.ч. Артем Шошин, Анна Герус, Алексей Бусько , ты отпочковались от его творческого коллектива. Почему это происходит?
— Что касается Артема, он остается в труппе и одновременно ставит сам. Про остальных трудно говорить. У меня же причина — в старой травме, уже не совместимой с исполнительством. Но я очень благодарен Раду — ведь он пригласил меня после ухода со сцены стать репетитором обновленной труппы. У меня действительно большой опыт работы.
— Среди них я бы выделил действительно уникальную роль — Доктор в «Палате № 6» по Чехову...
— Да, тема в том спектакле по сей день актуальна: кого на самом деле считать больным, а кто духовно здоров, но сломан жизнью, обществом? Мой Доктор находит в одном из пациентов родственную душу, и за это ему самому ставят диагноз душевнобольного. Я вообще люблю такие противопоставления как красивый — уродливый, любезный — докучный. И то и другое в жизни может оказаться и привлекательным и отталкивающим. Люблю изучать своих героев, чтобы лучше их понять. Раду поручил мне роль незрячего скрипача в спектакле «Андерграунд». Так я целый месяц ходил по квартире, стараясь вызвать ощущение, будто ничего не вижу...
— Поклитару вообще любит говорить, что ничему не учит своих артистов, особенно в балетмейстерском искусстве...
— Учиться ведь можно по — разному, не обязательно сидеть за партой с тетрадкой и ручкой. Поклитару может просто что-то сказать на репетиции, и ты уже чувствуешь, что немного «подрос».
— Как ты выбираешь сюжеты своих постановок? Придумываешь свое или переделываешь классические сюжеты? Ведь в твоей постановке старинной кукольной «Коппелии» история приобретает характер «фэнтези» вперемешку с триллером. За эту работу ты получил даже «Киевскую пектораль» — совсем не плохой дебют для новичка в области полнометражной хореографии.
— Да, у меня вышла история не для малышей. Безумный Коппелиус хочет вдохнуть в куклу злые чары, чтобы расправиться с миром. Но ведь все заканчивается хорошо, как в доброй сказке. Только сюжет немного изменился. А разве времена не меняются?...
— Давай вернемся к одесскому проекту — балету «Судьбы», за который ты получил Премию им. Шекеры.
— Это было предложение, от которого трудно отказаться. Тогда художественным руководителем Одесского национального театра оперы и балета был замечательный музыкант Борис Эмильевич Блох. Они с директором Надеждой Матвеевной Бабич задумали воплотить современный балет на основе тех событий, что в последнее время происходят в Украине. Им кто то посоветовал обратиться ко мне. По иронии судьбы (это был 2015 год) я летом прощался с исполнительской карьерой и именно на Одесской сцене, где гастролировал «Киев модерн балет». Так что со временем у меня было «все в порядке»... Сначала предполагалось, что музыку будет писать Александр Родин, но позднее он отказался от участия в проекте. Одесский композитор Юлия Гомельская взялась за работу очень заинтересованно, дождалась моего либретто. Для нее была важна психологическая характеристика героев и событийная канва. Она успела закончить партитуру. Но что значит сила непредсказуемой судьбы! Юля погибла вместе с мужем в автомобильной катастрофе за несколько дней до премьеры!
— Как жаль! Но ты говорил о событиях, героях. Откуда все это взялось?
— Я писал либретто, в основном, для себя, поэтому на литературные достоинства не претендовал. Читал книгу «Аэропорт», смотрел хронику событий, запечатленную ТСН. Вчитывался в строки новых друзей на Фейсбуке. И, конечно, задавался вопросами, на которые ответы было найти нелегко. Выбираем ли мы судьбу или это предначертано свыше?
— Но философию «станцевать» невозможно...
— Да, надо искать действие, конфликт, характеры. Это я понимал уже не только как исполнитель, но и как хореограф. В принципе тут много возможностей. Вот мирный город. Люди заняты своими делами. Их надо персонализировать, показать специфику каждого. Хотелось, чтобы они на сцене были узнаваемыми. Потом судьба каждого резко меняется — это война, а значит драма, для многих даже трагедия...
— Многие критики писали, что у тебя получились живые, не схематичные герои.
— Я был постановщиком в шестом и девятом сезоне «Танцуют все!». Туда приходили ребята малоподготовленные, «сырые» в смысле исполнительской культуры. А в Одессе — настоящие профессионалы, они могут выполнить любое задание, сыграть любой пластический этюд... Вообще, если вы заметили, сейчас многое происходит именно на стыке балетного и драматического театра, даже в опере и на концертной эстраде артисты стараются в равной степени петь и играть. Я уже смотрю на это глазами постановщика и чувствую в себе возможность им помочь — как найти исполнительские краски, сделать движение осмысленным, от пластики перейти к танцу. Если судьба мне будет сопутствовать и дальше, тогда я надеюсь окончательно найти себя в новой профессии балетмейстера...
Выпуск газеты №:
№122-123, (2018)Section
Культура