Нехудожественные «битвы»
Политический аспект передачи полотен Альтомонте из Львовской галереи в Жовковский костел очевиден, но несвоевременен и сомнителен в своей целесообразностиНаблюдательный совет по сохранению наследия академика, директора Львовской национальной галереи искусств, Героя Украины Бориса Возницкого обращается к Президенту Украины Петру Порошенко и премьер-министру Арсению Яценюку с просьбой не допустить передачи крупноформатных батальных полотен XVII века «Битва под Веной» и «Битва под Парканами» Мартино Альтомонте в действующие культовые сооружения. Такое решение Наблюдательный совет принял во время заседания во Львовском областном совете.
По поводу поручения премьер-министра Украины глубокоуважаемого Арсения Яценюка соответствующим службам относительно договоренностей, достигнутых в рамках визита министра иностранных дел республики Польша Бронислава Сикорского в Украину, считаем необходимым изложить рассуждения, которые волнуют многочисленный круг украинских деятелей культуры, историков, искусствоведов.
Первая мировая война сместила полюса геополитики, стала обстоятельством, которое в определяющей степени сформировало и до сих пор продолжает формировать современную государственно-политическую картину Европейского континента. В развернувшейся панораме Польше и Украине суждено было пережить сейсмические сдвиги неизмеримых масштабов, выдержать потрясения, вызванные тотальными нацистской и коммуно-имперской аномалиями, чтобы на пороге перспективы нового технократического мира стать с тяжелыми потерями, но и с весьма дорогой ценой полученным опытом. Новые реалии преисполнены важного содержания, которым, без сомнения, обязаны руководствоваться и дорожить польское и украинское общества. В настоящее время ничто не отмечено так выразительно и определяюще, как осторожность, дисциплина ума, ответственность поступков, внимательность и предусмотрительная дальновидность.
Интеллектуальные силы в Польше и Украине сделали правильные выводы, с которыми должны считаться политики и энтузиасты обоих государств. В настоящее время не столько время торгов и точечных выяснений, сколько время общего конструирования будущего. И здесь ощущение равновесия и такта бесценно в каждом конкретном случае — или он касается развертывания деятельности польской римо-католической митрополии, сохранения следов польской культуры на территории Украины, или перемещения культурных ценностей. Здесь добрую волю должны сопровождать осторожность, исключительный такт, трезвый ум. А также еще кое-что, тяжелое для определения языком, однако такое, что диктует поведение — не важно, чье это поведение — человека или государства.
Например, передача батальных полотен Мартино Альтомонте «Битва под Веной» и «Битва под Парканами» из постоянно действующих экспозиций Олеского и Золочивского замков, филиалов Львовской национальной галереи искусств, костелу св. Лазаря, который используется для духовных потребностей верующих римо-католиков украинского города Жовква, считаем нецелесообразным, руководствуясь как предварительно отмеченными мотивами, так и обоснованностью обстоятельств, которые отрицают возможность такой передачи.
Объективно сложилось так, что обе картины, спасенные от полного физического уничтожения во времена советской власти на Украине выдающимся деятелем культуры Борисом Возницким, вполне согласно аспектам исторического и культурного значения закономерно нашли свое место в музее именно как реликты культуры и истории.
Известно, что обладатель польской короны, победитель турок под Веной в 1683 году Ян Собеский, имел в своей родословной полноценно проявленные украинские корни, непосредственное отношение к Олескому и Золочивскому замкам (места своего рождения и предмета деятельности), одержал важную победу вместе с украинским и казацким военными ополчениями, и заказал картины немецкому художнику М.Альтомонте с триумфальной целью.
Картины наполнены не сакральным, а историко-культурным содержанием, следовательно, приходской костел мирян римо-католического вероисповедания — место несоответствующее запросам в духовной сфере. Расположение батальных полотен в действующем костеле нецелесообразно и в физическом, и духовном, и в экспозиционном значениях. Если же принять во внимание польское дальновидное намерение обустройства в жовковском костеле св. Лазаря своеобразного пантеона победоносного польского оружия на территории государства Украина, то эта мотивация, мягко говоря, бестактна как в смысле актуально-политическом, так и в этически-моральном, да и в смысле справедливых взаимоотношений между польскими и украинскими обществами, культурами, восприятиями исторического опыта. В настоящее время, когда по Украине пролегла фронтовая полоса между европейско-мировой цивилизацией и путинской Россией, никоим образом не время получать от дружественной страны, последовательного адвоката Украины в цивилизованном мире, образец неадекватных домогательств или поведения. Политический аспект передачи полотен Альтомонте из Львовской национальной галереи искусств в жовковский костел очевиден, но заодно несвоевременен, сомнителен в своей перспективной целесообразности. Настоящий акт никак не может быть оценен, только как акт политического торга. Картины Альтомонте «Битва под Веной» и «Битва под Парканами» должны быть сохранены в собственности Львовской национальной галереи искусств без каких-либо претензий на их отчуждение.
Если же существует особая масштабная целесообразность обустройства нынешних государственно-политических взаимоотношений между Польшей и Украиной, и именно по этой причине батальным картинам суждено изменение места пребывания, то это, подчеркиваем, дело, которое выходит за содержание и формат деятельности Львовской национальной галереи искусств и ее генерального директора, дочери незабываемого Бориса Григорьевича — Ларисы Разинковой-Возницкой, дело, которое в торжественной или вынужденной обстановке должно решать Правительство государства Украина. Другое дело, учтет ли Правительство, или решит не обращать внимания на пакет вопросов, нуждающихся в безотлагательном решении на государственном уровне, касающихся полноценной инвентаризации культурного наследия обоих — польского и украинского народов на территории Украины, паритетных условий во взаимообмене историческими ценностями, стратегического подхода в интерпретации общих и двусторонних аргументов и тому подобное. Эти как самые актуальные вопросы пока что по украинской стороне отмечены лишь пунктиром. И этот факт далеко немаловажный. Другое дело, учтет ли Правительство, или решит не учитывать аргументации, поданной в экспертных оценках специалистов ЛНГИ, членов рабочей группы по сохранению культурного наследия Героя Украины Б.Г.Возницкого, исторические выводы Т.Чухлиба, касающиеся в частности, приоритетов украинского фактора в Венской победе польского короля Яна Собеского. Другое дело, учтет ли замечания, поданные нами и однозначно поддержанные многими известными членами нашего общества.
Мы безоговорочно считаем, что директор ЛНГИ Разинкова-Возницкая лично никоим образом не желает, да и не владеет полномочиями отдавать костелу произведения, принадлежащие галереи в качестве наследия незабываемой памяти Б.Возницкого, произведения, которые в их музейном, историческом и инвентаризационном значениях расположены должным образом и в достойном месте, как для украинской, так и польской сторон.
Напомним: картины Альтомонте были найдены и отреставрированы под руководством Бориса Возницкого, и после реставрации они экспонируются в Золочевском и Олесском замках, где открыты для всеобщего обозрения.
Громкие события вокруг картин разгорелись в 2012 году. Тогда полотна также хотели перенести в костел в Жолкве, однако в их защиту выступили работники картинной галереи и художники (см. статьи: «Львовская интеллигенция защищает наследие Возницкого» — «День», 1 июня 2012 г. и «В защиту наследия Бориса Возницкого» — 15 июня 2012 г.).
И вот теперь, после двухлетнего затишья, вопрос снова актуален — после визита в Украину министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского в мае этого года.
Выпуск газеты №:
№147, (2014)Section
Культура