Перейти к основному содержанию

Нелегкая избранность

18 мая, 00:00

Две новых работы из цикла «Избранные временем» были представлены студией «Контакт» в Киевском доме кинематографистов. Тридцатиминутные документальные ленты под названиями «Богу и людям» и «Кому поведаю печаль мою» посвящены двум столь разным и в то же время равно значимым для Украины личностям, как митрополит Андрей Шептицкий и писатель, общественный деятель Владимир Винниченко. В документально- биографическом телецикле о героях украинской истории, производимом студией «Контакт», это уже, соответственно, девятнадцатая и двадцатая картины. Двойная миссия «Контакта» — и это подчеркивали гости премьеры — не только в последовательном стирании исторических «белых пятен», коих у нас еще очень немало, но и в обеспечении живой творческой работой отечественных кинематографистов; ведь не секрет, что кинопроцесс в Украине находится в глубочайшем коллапсе. Достаточно сказать, что среди режиссеров, приложивших руку к созданию «Избранных временем», были столь заметные персоны, как Сергей Маслобойщиков и Николай Мащенко.

Что до самих фильмов, то в каждом из них заметно желание авторов как можно глубже и объективнее вникнуть не только в судьбы Шептицкого и Винниченко, но и в трагические, неоднозначные обстоятельства той эпохи, в которую они жили и на которую, без сомнений, активно влияли. Режиссер фильма «Богу и людям» Александр Фролов сделал упор на душпастырской и правозащитной деятельности митрополита Шептицкого. Драматические коллизии борьбы митрополита за целостность и независимость Греко-католической церкви и шире — за судьбы своего народа, своего края — Галичины. Даже при самых страшных оккупационных режимах — фашистском ли, сталинском — митрополит не только словом, но и делом отстаивал права людей на достойную жизнь. Подвергаясь смертельной опасности, прятал в своем доме евреев, которых преследовало гестапо. Свидетельства тех людей, спасенных владыкой Андреем, звучат в фильме, оставляя неизгладимое впечатление. В свою очередь режиссер картины «Кому поведаю печаль свою» Тимур Залоев ввел более отстраненную, повествовательную интонацию, поместив в кадре фигуру живого рассказчика, нашего современника — театрального и киноактера Ивана Гаврилюка. Однако и здесь активное, живое проникновение создателей фильма в излагаемый материал придало ленте характер взволнованной, богатой на неизвестные данные и острые факты, исповеди. Винниченко — талантливый драматург, писатель-декадент, предающийся эстетическим бдениям в собственной башне из слоновой кости, или борец за независимость своей державы, ярый антикоммунист или убежденный «левак», лишь волей случая разошедшийся с новой советской властью? Авторы фильма по- своему пытаются ответить на эти вопросы, оставляя, впрочем, место и для работы зрительского ума .

Нелегкая избранность временем была, наверно, главнейшей чертой в жизни всех неординарных людей Украины. Беспрецедентная попытка понять и передать зрителям громовые голоса ушедшей эпохи, предпринятая студией «Контакт», дает хороший шанс для общей исторической памяти.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать