Перейти к основному содержанию

Немое кино, говорящая музыка и женская эмансипация

В Одессе завершился VII фестиваль «Немые ночи»
14 июля, 20:46
ЛЕЙТМОТИВОМ ФЕСТИВАЛЯ ИЗБРАЛИ ТЕМУ ЖЕНСКОЙ ЭМАНСИПАЦИИ, БУРНОЕ РАЗВИТИЕ КОТОРОЙ ПРИШЛОСЬ НА 1920-е ГОДЫ, ПЕРИОД РАСЦВЕТА НЕМОГО КИНО. КАДР ИЗ ФИЛЬМА «ВЕТЕР (THE WIND)», 1926 г., США (РЕЖИССЕР ВИКТОР ШОСТРЕМ) / ФОТО С САЙТА MUTENIGHTSFESTIVAL.COM

Одесса, прогретая за день солнцем до плавленого асфальта, освежает вечер легким ветерком со стороны моря, словно давая любителям кино и музыки перевести дух и сосредоточиться на полюбившемся за семь лет зрелище. Этот уникальный в своем роде фестиваль органично занял свою нишу, с честью пополнив, фестивальный календарь. Сегодня смело уже можно говорить — не только Украины, мира. В этом году его звездными участниками стали даже музыканты из далекой Мексики. Его придумал, выпестовал, наполнил смыслом и дал успешный старт Иван Козленко, нынешний генеральный директор Фонда Довженко, а верными сателлитами идеи стала продюсерская компания «Арсенал», во главе с Катериной Мальцевой.

Каждый год креативный «отец-основатель» — г-н Козленко — подбирает программу, объединяя ее новой идеей. Ныне — это женские судьбы на извилистом пути эмансипации, осознании себя, своего места в стремительно меняющемся мире. Героини фильмов, такие разные по своей ментальности, последовательны в своем выборе свободы. Ее видение у каждой из них свое. Для героини Натальи Ужвий — освобождение из плена, ради закрытого мира традиционных ценностей («Тарас Трясыло»). Героиня Лилиан Гиш выказывает готовность к несвободе любви («Ветер»). А героиня «Богини», в исполнении китайской звезды немого кино Жуань Линюнь, предпочитает будущее сына собственной свободе. И как же каждая из них прелестна, чувственна и убедительна в этих поисках!

Каждый из фестивальных дней имел посвящение, и первый, с грустью и восхищением, вспоминал потрясающего пианиста, участника всех предыдущих «Немых ночей», Юрия Кузнецова.

— В этом году, — сказал Иван Козленко, — ушел из жизни большой друг нашего фестиваля, выдающийся джазист-импровизатор Юрий Кузнецов, философ и жизнелюб. Первый день фестиваля посвящен ему. Мы счастливы, что шесть лет работали вместе и благодарны за радость и печаль больших лент, которые смотрели его глазами: «Арсенал», «Страcті Жанни д’Арк», «Палаюче вогнище», «Патсі»... Казалось, Юра озвучил фильмы всех возможных жанров — от анимации до протоэротики. Он любил женщин. Уверен, что тема нынешних «Немых ночей» ему бы понравилась.

Итак, фестиваль открыл не самый удачный, с точки зрения художественных особенностей, фильм Петра Чардынина «Тарас Трясыло» (ВУФКУ, Украина, 1926 г.). Интересно, что картина эта снята по мотивам одноименного стихотворного романа Владимира Сосюры. Особенностью ленты являются беспрецедентные для того времени массовые сцены и целая обойма лучших артистов страны того времени — от Амвросия Бучмы и Натальи Ужвий, до Ивана Замычковского и Маргариты Барской-Чардыниной.

Музыкальную составляющую этой ленты осуществили — ученик Юрия Кузнецова, классический и джазовый пианист и импровизатор, Андрей Показ и ударник Яков Тарунцов. Виртуозное владение техникой, к сожалению, не помогло органичному слиянию музыки и кинотекста.

Тогда как другой одесский коллектив — JULINOZA, основанный Юлией Запорожец, создал очень органичный музыкальный фон для строго выдержанного в игре света и теней экспрессионистского фильма Леопольда Йеснера и Пауля Лени «Черный ход» (Германия, 1921г.).

О «Небывалом походе» Михаила Кауфмана и специально созданной для этой ленты музыке Антона Байбакова «День» уже писал после киевской премьеры прошлой осенью, но с тех пор эта работа не стала менее качественной и интересной.

Благодаря помощи Британского культурного центра был показан фильм Энтони Асквита «Коттетж в Дартмуре» (Великобритания — Швеция, 1929 г.). Фильм этот — лебединая песня немому кино, его гипер эмоциональным крупным планам. А тончайшая чувственность по отношению к происходящему на экране братьев Густаво и Риккардо Якобсов, создавших музыкальный проект LA ESCALERA, уже 20 лет работающих в области музыкального оформления кино, делали этот показ главным хитом «Немых ночей-2016».

Второй счастливой находкой этого фестиваля тал показ китайского фильма «Богиня», режиссер У Юнган (1934г.).Фильм сделан в лучших традициях мирового кино, которые напрочь были искоренены с приходом к власти в Китае коммунистов. Музыка дл этой ленты была специально создана потрясающим белорусским музыкантом Ягором Забеловым.

— Я приглашен на этот великолепный фестиваль уже во второй раз, говорит Ягор, — и очень этим дорожу. Музыка к этой картине создавалась непросто. Даже в мыслях не было «переиграть» видеоряд, мощный, наполненный эмоциями. Боролся с собой, до полного совпадения...

И это стало мощной и достойной кодой фестивалю. За что его устроителям — огромное спасибо! А как было бы здорово, если бы фестиваль расширил свои локации до многочисленных столичных площадок в разы, тем самым увеличив количество и качество зрителей!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать