Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Неонила БЕЛЕЦКАЯ: «Я не боюсь на сцене быть некрасивой!»

Бенефисом «Зрители на спектакль не допускаются» народная артистка Украины отметила 75-летний юбилей
15 ноября, 10:20
ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ НА СЦЕНЕ И РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЗА КУЛИСАМИ — ПОДОБНАЯ «ДВОЙНАЯ ИГРА» ПОЗВОЛЯЕТ ВЗГЛЯНУТЬ НА ТЕАТР, КАК НА ЖИЗНЬ, И НА ЖИЗНЬ, КАК НА ТЕАТР. НА ФОТО — НЕОНИЛА БЕЛЕЦКАЯ В РОЛИ МИСС КЛАКЕТ В КОМЕДИИ «ЗРИТЕЛИ НА СПЕКТАКЛЬ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ» / ФОТО ЕВГЕНИЯ ЧЕКАЛИНА

Ведущая актриса Киевского академического театра драмы и комедии на левом берегу предстала на сцене в образе озорной и нелепой театральной примы Мисс Клакет. Это одна из любимых ролей Неонилы Николаевны, за которую  актриса  была награждена премией «Киевская пектораль». Белецкая  служит театру уже более полувека! Она окончила Государственный институт театрального искусства в Москве, курс известной артистки МХАТа Ольги Андровской. Работала в театрах Кировограда, Мариуполя, Донецка. В труппе «левобережцев» с 1980 года. Играет в спектаклях: «Мелкий бес» Ф.Сологуба, «Анна Каренина» Л.Толстого, «Голубчики мои!..» по Ф.Достоевскому и А.Володину, «Зрители на спектакль не допускаются!» М.Фрейна, «Море... Ночь... Свечи...» Й.Бар-Йосефа, «Майн кампф, или Носки в кофейнике» Д.Табори, «Куда подует ветер» Л.Пиранделло, «Высшее благо на свете» И.Тургенева, «Опискин. Фома!» Ф.Достоевского...

— Неонила Николаевна, вы актриса в третьем поколении. Хотя в свое время стояли ли перед выбором другой профессии (с первого раза в театральный институт поступить не удалось)?

— Я всегда была упрямая, и верила, что все равно буду актрисой! Может быть, потому что я из театрального «сундука». Помню свой первый выход на сцену (в семь лет) в Кировоградском театре им. Кропивницкого. Когда родители уезжали на гастроли, а к нам приезжали другие театры, то мы, дети, прятались в фойе, пытаясь попасть на спектакли. Потом, когда из Мариуполя  уехала учиться в Москву (в ГИТИС), то каждый вечер после лекций шла на спектакли: смотреть-смотреть-смотреть. Садилась где угодно — на галерку, на ступеньки... Мне казалось, что это самая лучшая профессия на всем белом свете, а все остальное — материальная сторона и другое — не важно! Конечно, с годами я поняла, что в жизни есть много других интересных профессий. Но все равно, эта — лучшая! И замужество с человеком, который связан с театром — сначала актер, потом режиссер. На первом этапе, когда мы работали в Мариуполе, Володя (муж — заслуженный артист Украины В. Ф. Бугаев) очень мне помогал. Я ему очень многим обязана — пониманием профессии, жизни. Особенно жизни.

— До Киева вы работали в театрах Кировограда, Мариуполя, Донецка... В столицу приехали уже состоявшейся актрисой и оказались в трупе тогда еще молодого, неустроенного Театра на левом берегу Днепра...

— Но такой атмосферы, как здесь, нет нигде. В нашем театре нет ни фальши, ни пафоса, а есть искренность, открытость, теплота и умение радоваться удачам друг друга!  И здесь я столкнулась с совершено другой театральной эстетикой. В Мариуполе  очень большой зал, а в репертуаре было много музыкальных спектаклей и лирических комедий. А в Киеве вначале только театр в фойе — сто зрителей сидит рядом, буквально в метре от тебя. Мы  играли современную драматургию. Совсем иначе надо было работать, перейти на совершенно другую манеру разговора. Для меня это была ломка, но — очень интересно. В молодости я была чрезмерна в своих средствах выражения — иногда слишком пафосно и «котурно» работала. И только со временем, когда я столкнулась с режиссурой Митницкого, воспиталось чувство вкуса. Эдуард Маркович словно снимал с меня всю шелуху, штампы...

Мне повезло с режиссерами! Вспоминаю всех учеников Э.Митницкого — Алексей Лисовец, Дмитрий Лазорко, Юрий Одинокий, Виталий Кино... У всех работала, только вот у Димы Богомазова еще ничего не играла. Но в последние годы вообще считаю, что я актриса Лисовца, у нас как-то все складывается, и большое ему спасибо! А за пределами театра — Владимир Борисюк, его спектакли в «Сузір’ї» и театре «Браво» (бывают периоды, когда в нашем театре нет новых ролей, а работать хочется, годы-то идут — надо как-то себя реализовать).

— Профессия актрисы, в определенном смысле, жестокая, особенно для женщин. Не многим везет на активное творческое долголетие, а вы уже больше полувека востребованы на сцене и в кино. Я думаю, во многом благодаря тому, что не боитесь играть характерные роли...

— Я не боюсь ни возраста, ни быть на сцене некрасивой. И мне всегда интересно  какой-нибудь эксперимент провести, отыскать какую-то острую характерность... Сейчас репетируем с Андреем Билоусом спектакль «Чего хотят женщины?». Режиссер придумал древних-древних старух... Некоторым моим коллегам это не нравится... А я им говорю: «Девочки, думайте о будущем! Надо  обязательно попробовать... Стоит остановиться на одном каком-то возрасте, а потом никому ты не нужен»!

— У вас огромный опыт — только на сцене Театра драмы и комедии больше трех десятков ролей. Что помогает отыскать новый образ?

— Всегда стараюсь идти за режиссером. А если в тандеме работаешь, и нет противостояния, то все получится. Когда репетировала у Эдуарда Митницкого Гертруду в «Гамлете», то роль сразу не очень получалась. Бывает трудно, ничего не выходит, а потом, как будто вдруг что-то тебе открывается, и ты совершенно свободно начинаешь работать. Иногда иду от наблюдения. Сейчас репетирую старуху — пошла на рынок и посмотрела, какие они ходят — одна горбатая, другая жует пирожок беззубым ртом. То есть, это тоже нюансы, которые помогают. У меня много зависит от костюма, внешнего образа, даже  прически. Когда репетировала Азизу в «Море... Ночь... Свечи...» думала, какая эта женщина: одинокая, неприкаянная, безумно любящая сына. Купила себе разлетайку. Показала Митницкому, а он утвердил... Очень люблю эту роль и играю уже много лет. Но сейчас с удовольствием изменила внешний образ Азизы, причем кардинально. Может Эдуард Маркович согласится... Или в «Опискин. Фома!» играю сумасбродную генеральшу Крохоткину. Долго пыталась понять: чего не хватает, старалась учесть все замечания режиссера.  И добавила в роль один маленький нюанс...

— А как готовитесь к спектаклю?

— С утра или еще с вечера предыдущего дня настраиваюсь. Не люблю в этот день репетировать. Я все должна с утра приготовить, положить — бижутерию, белье, все что связано с ролью... А душа  и мозги все повторяют и повторяют... Еще ночью начинаешь анализировать: а как ты сыграла в прошлый раз, где оступилась, где — не сказала... Для комедийного спектакля очень важно настроение. Иногда перед спектаклем специально подхожу к партнеру — расскажи что-нибудь, чтобы самому как-то зарядиться и почувствовать партнера в этот момент. А бывает наоборот, чтобы сосредоточиться, стараюсь уединиться, ухожу на сцену, сяду за кулисами, посижу в тишине...

— Не каждый актер осознает — как важно партнерство на сцене. Есть ли у вас ощущение, что вы слышите, как идет спектакль, а не только свою роль?

— Обязательно. Например, в спектакле «Высшее благо на свете» играю небольшую роль. Почти все время сижу на стульчике за кулисами, слушаю все сцены. Важно слышать, как сегодня идет спектакль, чтобы выйти на сцену и не диссонировать.

— Вы много снимаетесь — фильмография насчитывает более 40 ролей в кино и телефильмах. Последняя работа у Валентина Васяновича в фильме «Креденс» —  очень яркая роль: властная и почти выжившая из ума теща, но внутри у нее чувствуется такая своя правда...

— Удивительно складывалась эта работа. Меня взяли без проб.  Еще читая сценарий, сразу почувствовала — это моя роль. Очень хорошая команда была — и режиссер, и партнеры (Андрей Саминин, Наталья Васько), и настрой хороший. Я с нетерпением жду проката. А мои первые съемки были у В.Криштофовича. Трижды у него работала — небольшие роли и эпизоды. Вначале были моменты, когда я ощущала, что ничего не могу сделать. Ведь одно дело театр, а другое — кино. Я присматривалась...  Помню, снимали сцену, где должна была играть хозяйку дачи. Я понимала, что у моей героини есть стержень, а я перед камерой была растеряна до такой степени, что ничего не получалось. Один, второй дубль, и вижу — появляется во мне разочарование. Отошла в сторону, собралась... помогла деталь — увидела на столе тарелку с вишнями, взяла ее и начала есть ягоды. И моментально изменилось ощущение — я почувствовала себя действительно хозяйкой, и все сложилось....

— Актерская профессия помогает вам лучше понимать мир, людей, себя?

— Не знаю... За свою жизнь столько прожила, повидала на своем пути, столько смен политических, экономических... Думаешь, прогнозируешь: а что же будет дальше, к чему мы придем; как дети, внук, как они будут жить, что их ждет?  Вот, играешь Сару Бернар, ее судьбу прослеживаешь. Она ведь в спектакле такого же возраста, как я, подытоживает свой путь, возвращается к тем спектаклям, которые играла, но играть уже не может! Что делать в том возрасте, к которому ты приходишь? В спектакле есть фраза: «Пошли, надо жить, а не ждать смерти!» то есть действовать, интересоваться чем-то, что ты еще можешь сделать, что не сделала!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать