Перейти к основному содержанию

Неожиданная Кармен

Национальная оперетта обогащает репертуар экспериментальными постановками
08 апреля, 15:32
ФОТО АНАТОЛИЯ ФЕДОРЦИВА

Если вы цените каждое слово сюжета новеллы Проспера Мериме, каждую ноту оперы Жоржа Бизе и каждое движение знаменитой танцовщицы Майи Плисецкой, то не ходите на балет-феерию «Кармен-сюита», но если вы цените в искусстве неожиданность, воспринимаете смелые инновации и радуетесь профессионализму исполнителей, то вам обязательно нужно посмотреть новинку афиши Национальной оперетты Украины.

Вы увидите синтез балета и оперы — от современного и классического танца до техники Contemporary dance (постмодерн) и испанского фламенко; услышите знаменитые хоры Бизе и две арии Кармен (кстати, артисты поют на языке оригинала — французском). Хотя знакомая музыка оперного шедевра сокращенная, спектакль обогащен другими произведениями композитора на эту же тему (сценическая редакция Богдана Струтинского и Вадима Прокопенко). Танец в постановке Прокопенко не имеет балетных пуантов (хореограф использует постановку ног «утюгами», согнутые колени и хлопанья рук как элемент оркестра). Широко используется степ — на полу и на столах. Акробатические поддержки. Но, несмотря на это, мужские партии наполнены классическими пируэтами и арабесками.

Центральная партия Кармен в исполнении Анны Шарабуриной преисполнена резкого драматизма и бурно выраженного лиризма. У этой противоречивой женщины, которую терзают страсти, есть поющая Душа (Тамара Ходакова). Она иногда противостоит своей alter ego, а иногда двигается с ней в унисон (вокал певицы уникальный, хоть немного и необычный).

Двое мужчин соперничают за красавицу Кармен. Могучий Хозе (Максим Булгаков) — олицетворение мужской силы, и утонченный Эскамильйо (Михаил Боцок) — эталон красоты. Они друг для друга то бык, то тореадор. В их борьбе чаще всего побеждает сила Хозе. А женщины так любят победителей, хоть тянет их к красоте. Вот и оказывается Кармен перед выбором, который не в силах сделать. А мужчины теперь обращаются с ней, как с куклой. Любимой, но куклой, играют, бросают, тянут, бросают... «Я не хочу, чтобы меня мучили, а главное, не хочу, чтобы мной командовали», — эти слова героини Мериме подсказкой вынесены в программку спектакля. Кармен хочет быть свободной и делать, что ей заблагорассудится. А ей заблагорассудилось любить обоих, однако поднадоели мужские домогательства и поединки самцов. И тогда она...

А что сделала героиня спектакля, пересказывать не буду (постановщики сделали другой финал, чем в новелле П. Мериме и в опере Ж. Бизе), и поэтому советую зрителям пойти в Киевскую оперетту и посмотреть (13 апреля), чтобы ахнуть в зале и, чтобы вздрогнула ваша душа. Чтобы вы сделали свой выбор. И не на сцене, а в жизни. Эта постановка — смелый эксперимент творческого коллектива. Спектакль не развлекает публику, как это обычно происходит в «легком жанре» оперетты, а заставляет думать, возможно, даже поспорить с оригинальным «прочтением» постановщиков, но балет-феерия «Кармен-сюита» точно никого не оставит равнодушным.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать