Неожиданный, парадоксальный, свой и... без бронзы
В Музее Николая Лысенко состоялась презентация первого в нынешнем году номера журнала «Музыка», посвященного выдающемуся маэстро
Кто-то удивится такой «помпе», но объясню сразу: один из самых старых от даты издания, единственный в Украине специализированный научно-популярный журнал «Музыка» полностью посвятил выпуск (впервые после 1927 года!) Николаю Витальевичу Лысенко — знаковой фигуре в истории развития национального музыкального искусства.
Напомним, прошлый год весь музыкальный мир отмечал 170-летие со дня рождения (22 марта) и 100-летие со дня смерти (6 ноября) классика. Проведено ряд юбилейных мероприятий — научные конференции, возложение цветов к памятникам, торжественные заседания общественности и тому подобное. Но... возникло и множество вопросов: а что мы знаем о Николае Лысенко, кроме общеизвестных фактов биографии и названий произведений, которые, чего таить, звучат не так уж и часто? Что в действительности означает замусоленная фраза «основоположник украинской профессиональной композиторской школы»? Какое место принадлежит музыканту в истории мировой культуры? В чем проявляются в настоящее время побеги начинаний Лысенко? Почему так уважали его современники, а представители нынешнего поколения по большей части воспринимают как «мраморную фигуру»? Как в настоящее время относятся к этому имени художники? Делаем ли мы все ради сохранения памяти нашего корифея?..
Собирая разные мнения и взгляды, однозначных ответов мы не нашли! Однако осознали: их и не может быть, потому что у каждого — свой Лысенко, временами неожиданный, не похожий на других, парадоксальный, но от того не менее величественный и интересный.
На страницах издания Николай Лысенко дается в неожиданных для многих ракурсах: из воспоминаний современников (Вадим Щербакивский, Иван Козловский, Прися Коломийченко, Петр Рознатовский, Федор Дробязко, Федор Коновалюк, Леонид Жебунев, Максим Рыльский), в восприятиях известных музыковедов (Мстислав Юрченко, Любовь Кияновская, Анатолий Калениченко), известных деятелей искусства (режиссер Олег Бийма, композитор, пианист и музыковед Александр Козаренко, дирижер Николай Лысенко-младший, композитор Александр Щетинский). О юбилейных мероприятиях и их уроках, рассуждают Леся Олийнык, Владимир Есипок вместе с Юлией Пальцевич, Наталья Лысенко (правнучка композитора), Аделина Ефименко, Марианна Копица, Ирина Тихонова. Конечно, не обошлось без истории архива Лысенко (и сокровищ-раритетов), а также истории создания музея (Роксана Скорульская, Елена Таранченко, Марина Чуева).
Из мозаики воспоминаний, мнений, фактов, аналитических выводов вырисовывается портрет художника, лишенный официозных штампов и навязчивых клише. Как сказал на презентации Анатолий Калениченко, «в журнале с классика сбита бронза». Перед нами появляется практически до сих пор неизвестный Николай Лысенко, — и что самое главное, в первую очередь как человек и гениальный музыкант, а не хрестоматийное изображение.
Номер, без преувеличения, уникален (он готовился три года)! Это общий проект редакции журнала и Музея Николая Лысенко. Подавляющее большинство документально-исторических материалов публикуется в Украине впервые. Выпуск является важной акцией в ряде мероприятий, посвященных празднованию 90-летия журнала, что будут проходить на протяжении года.
Фото предоставлены Музеем Николая Лысенко
Выпуск газеты №:
№50, (2013)Section
Культура