Несколько странных движений
Представление польского театра «Академия руха» (в рамках фестиваля «Киев майский»), прошедшее на днях в зале киевского ТЮЗа, изрядно озадачило даже искушенную фестивальную публику.
«Академия руха», авангардный театр из Варшавы, известен далеко за пределами своей страны нестандартными и, как правило, успешными сценическими экспериментами. Основанный более четверти века назад бессменным руководителем Войцехом Круковским, театр показал 29 премьер на сцене и более 600 уличных спектаклей и акций. Почти постоянные сенсации на крупнейших мировых театральных форумах, успешные гастроли в США, участие в грандиозных пленэрных акциях — все это вывело театр в число известнейших экспериментальных трупп мира. Однако при всех регалиях и наградах Круковский и его коллеги не устают искать новые слова в столь привычном, на первый взгляд, языке театра.
«Академия руха» — театр непривычный в первую очередь тем, что начисто отрицает какую-либо сюжетную структуру в игре, а также пресловутые актерские «перевоплощения» и связанную с ними режиссуру. Та же «Песенка» по своему построению — это целый ряд самодостаточных, очень разных эпизодов, практически бессловесных. Игра идет на уровне пластики и мимики актеров, их работы с разными, очень неожиданными предметами, костюмами и масками. Этот психоделический карнавал подкрепляется световыми эффектами, скупой абстрактной сценографией, чередованием различных музыкальных ритмов.
Содержательно же спектакли театра представляют собой иронический экскурс по самым несовместимым политическим догмам, культурным пластам и художественным приемам. Манекеноподобные персонажи, замеряющие все и вся, одинаковые красные карлики, устраивающие жутковатую процессию, двое марширующих фигурантов, которые не в состоянии поделить стол и два стула, вампироподобная процессия в белых бальных платьях и с детской коляской — все эти приметы странной реальности сливаются в постмодернистскую «Песенку», в жутковатый гул культурного закулисья, где человек похож на набор более или менее причудливых стандартов, мер и весов.
Впрочем, этот пессимистичный (лишь один из возможных) вывод, к которому приходишь, выслушав и посмотрев дикую «Песенку» из Варшавы, ощутимо сменяется явной усмешкой, которая пронизывает все репризы «Академии». Это простое движение лицевых и артистических мускулов — не выход, но неплохой ответ на угрюмые вопросы бытия.
Выпуск газеты №:
№96, (2000)Section
Культура