Нескучно о Нескучном
В Харькове развивается движение почитателей художницы Зинаиды Серебряковой
Два года в Харькове существует и проводит просветительско-художественные акции «Неформальное общество друзей Зинаиды Серебряковой» — одной из первых признанных в мире женщин-художниц. Она родилась в селе Нескучном, жила в Харькове в 1919 — 1920 годах. В общество входят не только почитатели таланта одной из самых ярких и загадочных женщин-живописцев, но также живущие в разных городах и странах родственники и потомки художницы.
Все лето и часть осени члены общества проводили благотворительные творческие вечера, лекции, экскурсии по Харькову и области, в том числе по «серебряковским» местам. Собранные средства позволили «друзьям Серебряковой» организовать и провести в сентябре двухдневную международную научную конференцию с литературными чтениями, музыкой, выставками и автобусной экскурсией в Нескучное — бывшее родовое гнездо Зинаиды Серебряковой. На конференцию были приглашены гости из Бельгии, Люксембурга, Москвы, Петербурга, Донецка, Сум, Киева.
— С некоторыми родственниками Серебряковой мы дружим уже два года, — рассказал глава общества и главный «двигатель» просветительского движения, ученый Михаил КРАСИКОВ. — Удивительно, что более 200 лет в двух великих родах — Бенуа и Лансере, которые соединились в Серебряковой, почти все были связаны с искусством (члены этих родов были архитекторами, художниками, скульпторами, искусствоведами). Еще в 2011 году мы встретились с потомками брата Серебряковой, художника Евгения Лансере. У нас гостила его внучка Екатерина Лансере и ее сын Павел Павлинов. На нынешнюю конференцию Павел, потомок Лансере, во второй раз приехал из Москвы с докладом «Жизнь и творчество детей Зинаиды Серебряковой».
О физическом и духовном соединении двух родов рассказал на конференции другой потомок великой династии, представитель рода Бенуа Владимир Фролов.
— Меценатов у нас почти нет. А наши акции требуют немалых финансовых вложений, — поясняет суть движения Михаил Красиков. — Все держится на пожертвованиях, энтузиазме участников и их собственных идеях и заработанных средствах. Идея проста: для многих Серебрякова — самая любимая художница. Из любви к ее творчеству люди совершают подвижнические альтруистические поступки.
Михаил Красиков говорит, что самостоятельно собирать деньги на проведение культурно-просветительских мероприятий — это хорошая традиция украинской интеллигенции с середины ХІХ века. «Хорошо, что сельский голова села Веселое, которое рядом с Нескучным, директор Веселовской школы, руководство Харьковского художественного музей и Музея знаменитых харьковчан имени Шульженко помогли в проведении конференции», — добавляет искусствовед.
Возможность побеседовать о феномене Серебряковой собрала многих известных исследователей ее творчества, которые рассказывали о становлении ее как художницы, освещали разные аспекты ее жизни на родине и во Франции, говорили также о ее восприятии природы и современного искусства. А еще было много музыки — для гостей конференции играл россиянин Алексей Кудряшов, лауреат международных конкурсов, о котором говорят как о лучшем исполнителе произведений Скрябина.
На знаменитой «серебряковской» террасе, изображенной художницей в двух работах 1919 года «На террасе в Харькове» и «Карточеный домик», в доме по улице Краснооктябрьской, 25, звучала скрипка. «Это было символично, очень в духе Серебряковой — потому что у нее была музыкальная семья и музыкальная живопись. В своих письмах она постоянно упоминает о домашних концертах и музыкальных вечерах», — говорит Михаил.
Также состоялась поездка в село Нескучное, где до революции находилось имение Лансере-Серебряковой. Гости посетили символическую могилу отца Серебряковой, скульптора Евгения Лансере, 165-летие которого отмечали в Харькове этим летом. Экскурсию проводил известный харьковский фотохудожник Владимир Оглоблин — также член общества «друзей Серебряковой». В прошлом году он был одним из организаторов «Нескучного пленэра», часть работ которого сегодня находится в фондах Харьковского художественного музея. Гости вспоминали о том, как Серебрякова в 1919 году осталась вдовой с четырьмя детьми на руках и как ей помогали крестьяне Нескучного, которые очень ее любили. В тяжелые годы после революции сельчане привозили художнице в Харьков дрова и продукты. Поэтому символично, что сельский голова Веселого угостил гостей конференции обедом. А ученики Веселовской школы провели экскурсию на украинском языке по школьному музею семьи Лансере, чем до слез тронули зарубежных гостей.
Теперь «друзья Серебряковой» готовят к изданию сборник с материалами конференции и работают над тем, чтобы включить земли села Нескучного в природоохранную зону Харьковской области. Также они планируют отреставрировать дом Серебряковой в Харькове и разместить в нем музей художницы. Однако сделать это только силами общественности будет сложно, считает Михаил Красиков, и приглашает к сотрудничеству всех поклонников творчества Зинаиды Серебряковой.
Выпуск газеты №:
№184, (2013)Section
Культура