Несмотря на войну и кризис
В Кировограде успешно прошел XVIII фестиваль камерной и симфонической музыки «Майские музыкальные встречи»Обычно неторопливый и сонный от жары родной город сегодня кипит и бурлит, словно взбудораженный улей. Страсти кипят вокруг грядущего изменения его названия, связанного с именем опостылевшего и неизвестно какое отношение к нему имеющего Кирова. В «номинантах» — исторический Елисаветград (сторонники который год подряд доказывают, что крепость, возведенная на прежних казацких землях, названа в честь святой, а не российской царицы-колонизаторши). Умеренные патриоты призывают сплотиться вокруг поэтического Златополя (когда-то был такой городок, ныне вошедший в пределы Новомиргорода и растворившийся в нем). Творческая элита предлагает увековечить в названии уроженцев края — основателей театра корифеев Кропивницкого (даже и фильм по случаю его 170-летия снят) или братьев Тобилевичей (то есть Карпенко-Карого, Садовского и Саксаганского). Вспомнили даже древний Эксампей, известный еще со времен Геродота». Конечно, большинство разговоров ведется вокруг цен и тарифов. Одним словом, кризис. А еще более угрожающее — война: на кладбище открыли Аллею Славы погибших за прошлый год кировоградцев на востоке. Разве тут до фестивалей? — рассуждает обыватель.
Но май в Кировограде ассоциируется с праздником академической музыки, который устраивает команда областной филармонии (художественный руководитель — Наталья Бондаренко, заместители директора — Валерий Федчишин, Ирина Полонская, Оксана Буртова и др.) во главе с директором Николаем Кравченко (кстати, его директорство длится уже тридцать три года!). Уже отошел в вечность «крестный отец» «Майских музыкальных встреч» легендарный скрипач Богодар Которович.
Оказывается, что именно сейчас потребность во встречах с высоким искусством стала насущной. Приятно, что местные культуртрегеры (в отличие от минкультовских руководителей) понимают это и сделали все возможное для хотя бы минимального, но все же финансирования такого крайне важного для широкой общественности города мероприятия.
Нынешние «Майские музыкальные встречи» имели свои особенности. Прежде всего, значительно увеличилась доля концертов в районных центрах: соскучившиеся по качественной музыке жители имели возможность послушать камерные оркестры Черкасской, Полтавской и Николаевской филармоний.
Новации произошли и в «гостевой» плоскости: организаторы пригласили апробированных солистов, которые выступали с местными коллективами — камерным оркестром «Концертино» (художественный руководитель Наталья Хилобокова) и Симфоническим оркестром Кировоградского музыкального училища (художественный руководитель Лариса Голиусова).
Лауреаты международных и всеукраинских конкурсов — львовяне Сергей Григоренко (фортепиано) и Остап Манько (скрипка) — часто и охотно выступают на филармонической сцене (к слову — нет в Украине артиста, который, хотя бы раз выступив здесь, не мечтал о ней опять — из-за уникальной акустики и исключительно благодарной публики). Неоднократно играли они и с камерным оркестром «Концертино». Нынешняя программа была рассчитана на разные вкусы (Вивальди, Бах, Бетховен, Шнитке и др.), но больше всего понравилась композиция Арво Пярта Fratres («Братья»), где гости сыграли дуэтом.
С Симфоническим оркестром выступили: его выпускник, а теперь студент НМАУ, обладатель мягкого, но насыщенного и красочного баритона, лауреат международных конкурсов Александр Безай (лучше всего, на мой взгляд, певцу удалась ария Алеко из одноименной оперы С. Рахманинова) и, без преувеличения, знаменитый не только в Украине, но и далеко за ее пределами пианист Йожеф Эрминь (он сегодня возглавляет кафедру специального фортепиано во Львовской музакадемии, в Кировограде играл неоднократно, его здесь любят и ценят) — в его исполнении прозвучал сногсшибательный Концерт для фортепиано с оркестром Роберта Шумана (студенты не подкачали!). В целом, оркестр, кроме аккомпанемента, подготовил еще и несколько сольных номеров, в частности, открыл программу зажигательной Увертюрой к опере Бизе «Кармен», а завершил первое отделение величественной Поэмой об Украине А. Александрова, где к солисту и оркестру присоединился хор (хормейстер — Надежда Шост). Вообще, оркестр продемонстрировал прекрасный ансамбль, настроенность, азарт —коллектив сейчас явно на подъеме, с чем можно поздравить Ларису Ивановну — его руководителя и директора музыкального училища в одном лице.
На закрытии феста камерный оркестр Винницкой областной филармонии (руководитель — Георгий Курков) подарил прекрасную программу из мировых джазовых хитов. Тон задавала солистка Ольга Плакидюк, которая продемонстрировала прекрасное владение вокалом и художественный вкус.
Выпуск газеты №:
№92, (2015)Section
Культура