Неюбилейный взгляд
«Барышня и хулиган» была показана на сцене Национальной оперы Украины
К сожалению, этот балет на музыку Дмитрия Шостаковича (хореография и постановка Виктора Литвинова, сценография — Марии Левитской) крайне редко появляется в афише киевского театра, несмотря на огромный успех у публики, как нашей, так и зарубежной. Даже объявленный ЮНЕСКО «Год Шостаковича» не подвигнул руководство театра разнообразить репертуар спектаклями на музыку великого юбиляра. По сути, Национальная опера Украины, имея в своем активе два блестящих спектакля, забыла о «круглой дате» (кроме «Барышни и хулигана», в афише театра есть легендарная «Катерина Измайлова» — киевский вариант оперы сам автор называл «лучшей постановкой»)...
Напомним, премьера балета «Барышня и хулиган» состоялась в 1998 г. Творчески переосмысленный сюжет (либретто В. Литвинова и Ю. Станишевского) и современная трактовка образов первой постановки В. Литвинова 1986 года в Киевском детском музыкальном театре дали совершенно новый спектакль, который пресса сразу назвала «дерзким поступком балетмейстера». Вначале его ругали за модернизм, за эклектику, за разрушение духовности, за заимствования, а в 1999 году постановка «Барышни и хулигана» была удостоена высшей театральной премии — «Киевская пектораль» в номинации «За лучшее хореографическое решение года».
Идут годы, а зритель по-прежнему сопереживает и аплодирует этому спектаклю. Ведь звезды зажигаются только для тех, кто способен или обретает способность и необходимость их видеть. А слепцов в современном мегаполисе не счесть числа, и агрессивные орды их все растут... Хулиган (Константин Пожарницкий) ринулся на защиту открывшегося ему источника света и погиб. Танцор хореографически точно и актерски тонко сыграл роль Юноши: из уличного хулигана его герой превращается в человека, способного видеть звезды. Непростой и болезненный переход из одного мира в другой изображен путем контрастных изменений в пластике — от развязно-хищной до лирической и даже классической в сценах адажио. Даже в сценах боя с бывшими «друзьями» за свою новую жизнь, за попранную любовь жесты Юноши, при естественной в данной ситуации жестокости, приобретают черты благородства.
Талантливый характерный танцовщик Владимир Чуприн — Авторитет — очень образно, ярко передает образ своего героя. Благодаря высокой техничности и необыкновенной пластичности Чуприн как будто специально создан для этой партии, насыщенной сложными прыжками, фигурами и ритмами современного танца. Со вкусом выбранная мера гротеска позволяет Владимиру моментально превращать свой персонаж из тиражированного, почти анекдотичного криминального авторитета в беспощадного и беспринципного убийцу.
Балетный критик Игорь Дыченко очень точно определил поединок бывшего хулигана и авторитета-мокрушника в литвиновской постановке: «Действительно, в таком танце можно погибнуть по-настоящему». В сценах насилия и боя балетмейстер довел до совершенства способность человеческого тела — тела танцовщика — к обобщению. Ни грана натурализма. Чистый танец, но какой страшный! Драматургия гениальной музыки Шостаковича сама требует психологического и эмоционального укрупнения действия балета, а неизбежность трагического финала предопределена сегодняшними реалиями, среди которых одна из самых опасных —равнодушие к чужой беде.
Трактовка образа Барышни (Синобу Такита) не так однозначна, как в изначальном варианте (в новелле Владимира Маяковского это кисейная барышня, воздушное созданье). Ныне героиня современна, она умеет постоять за себя, дать отпор зарвавшимся беспредельщикам, пока их масса не становится критической. Но она не «своя « в их среде, а из тех альтруистов-одиночек, которые наивно полагают, что «красота спасет мир». Учительница танцев, пытающаяся, небезрезультатно, учить добру и свету трудных подростков — очень тонко продуманный образ хрупкой надежды на лучшее. Литвинов выводит на поле «боя» сильное и светлое существо, которое в кого-то заронит первую искру света, а для кого-то зажжет звезды, пусть даже за это придется отдать жизнь. Синобу Такита обладает и хрупкостью, и силой своей героини, ей сродни ее легкость, полетность и порывистость. Талантливая и опытная балерина, она без усилий выполняет все требования балетмейстера, сложная технически и ритмически партия в ее исполнении выглядит блестяще сыгранной драматической ролью.
По контрасту с Девушкой (Синобу Такита) образ женщины в исполнении Оксаны Гуляевой символизирует сомнительные прелести «дна». Гибкая и яркая, балерина продемонстрировала предельно чувственную, почти животную пластику, способную будить лишь инстинкты.
Одни и те же исполнители в массовых сценах играют представителей обоих миров — учеников в танцклассе и обитателей бандитской «малины», резко меняя повадки и пластику. Безусловное достоинство постановки массовых сцен в том, что каждый персонаж наделен своим характером, благодаря чему все участники спектакля — солисты. Особенно ярко поставлена сцена двух официантов в ресторане в блестящем исполнении С. Тихого и Ю. Романенко, со свойственным им и балетмейстеру юмором. Пушкина, Межак, Морозенко, Зарецкая, Микляева, Боярко, Павлусь, Тарасова, Лифенцева с калейдоскопичной скоростью превращались то в разбитных уличных девчонок, то в манерных манекенщиц, то в прилежных учениц. А танцовщики Клименко, Пастернак, Токарь, Булычев, Одинцов и Яструб убедительно трансформировались из бандитов и наркоманов в представителей ресторанной элиты, из приспешников криминального Авторитета — в одухотворенных молодых людей. В финальной сцене в правую кулису чередой проходят мимо умирающего Юноши и взывающей о помощи Девушки равнодушные лица, а через несколько мгновений из левой кулисы появляются уже совсем другие люди, для которых зажигаются новые звезды...
Если вы еще не видели «Барышни и хулигана», то 2 февраля можете посмотреть этот балет, который не оставит вас равнодушными.
Выпуск газеты №:
№6, (2007)Section
Культура