Незаурядное художественное явление развивается только благодаря энтузиастам
![](/sites/default/files/main/articles/20082013/11emal.jpg)
Не каждая страна может похвастаться наличием собственной истории искусства эмалирования, ценными художественными образцами, созданными на ее территории, мастерами и тем более школами... Украине повезло в этом плане. Наши исторические эмали: эллино-скифской эпохи, раннеславянской, древнерусской — широко известны в художественном мире. Галицкие художницы Елена Кульчицкая, Мария Дольницкая, освоив в Вене, возродили и популяризировали эту технику во Львове, в первой трети XX века, но работали в основном за пределами Украины, оценены были в первую очередь тоже там — их эмали находятся в коллекциях в США, Израиле...
Подобное происходит с высоким международным признанием среди эмальеров мира авторитета и таланта Александра Бородая, эмальера от Бога, неутомимого энтузиаста и пропагандиста художественной эмали в Украине. Одно лишь его имя, упомянутое в среде маститых эмальеров Европы, основателей художественных школ и глав национальных эмальерных ассоциаций, директоров музеев (таких как Нурия Лопез-Рибалта, Андреу Виласис (Испания), Каталин Холоси, Лашло Гьергьядеш (Венгрия) вызывает неопровержимое уважение и восхищение.
На родине же он должен бороться за право работать в собственной мастерской, не говоря о нехватке общественной и государственной благодарности за то, что не только обогатил национальное искусство мощными художественными произведениями, но и самостоятельно создал целое направление, даже школу отечественной эмали.
«Мастерская Бородая», круг единомышленников — тех, кто с гордостью называет Бородая Учителем, взялась за реализацию фестиваля — события, которое включает несколько мероприятий, призванных знакомить общество с существующим культурным явлением «художественная эмаль» для поддержки эмальеров и развития самой художественной техники.
Национальный музей народного и декоративного искусства Украины во второй раз стал гостеприимным и теплым домом для горячей эмали. Фестиваль собрал работы многих украинских и зарубежных мастеров. Праздник удался. Стилистический и технологический диапазон показанных работ, по замыслу кураторов, пытается расширить консервативные понятия о художественной эмали как отделочной технике: прекрасные миниатюры и социальное искусство; классические перегородчатые эмали и смешанные техники и инсталляции.
Демонстрируются работы художников, которые также стояли у истоков возрождения у нас техники эмали в 1970—1980 годы: Вячеслава Данилова, Виталия Хоменко, Николая Коваля. Впервые выставлены на обозрение эмали прекрасного монументалиста, одного из авторов интерьеров станции метро «Золотые ворота» в Киеве Владимира Федько... Рядом экспонируются работы молодых художников, которые пока присоединяются к «братству огня»...
Благодаря невероятным усилиям Бородая и младшего коллеги, Устима Федько выпущена уникальная монография «Украинская эмаль» авторства Юлии Бородай... Открывается также персональная выставка работ пана Александра в Музее им. Кавалеридзе...
Хочется верить, что эта большая работа будет замечена и поддержана музеями, галереями, фондами, заведениями художественного образования, в том числе (и наконец их администрации посодействуют основанию эмальерных классов, как это сделали, например, в Екатеринбургской художественно-архитектурной академии, откуда участник фестиваля, профессор Борис Клочков привез также и работы своих студентов... Как делает это Краковская Академия искусств, которая, несмотря на нехватку традиции художественной эмали в Польше, на официальном уровне начала развивать в заведении эту технику, проводить симпозиумы и выставки, куда и меня приглашали несколько лет подряд вместе с другими специалистами из-за границы).
Очень недальновидным является игнорирование у нас обществом и государством опыта практикующих эмальеров, готовы передавать свои знания молодежи в художественных заведениях при условии создания там материально-технических условий.
Иначе цепочка профессиональной художественной эмали за несколько лет может порваться с непоправимыми последствиями для отрасли. Так было здесь во времена серьезных исторических катаклизмов: в Древней Руси, например, полный упадок традиции эмали наивысшего уровня состоялся после татаро-монгольского нашествия, в XX веке — после Октябрьской революции... Не хочется думать, что придется продлить перечень сегодняшним днем...
Ведь эмаль — искусство достаточно ценное, затратное, и не каждый желающий, не имея достаточной технической базы, может им заняться на уровне. (Речь не идет об эмалевом продукте категории «хобби» или о доступной бижутерии). Речь о многовекторном художественном развитии. В том числе о продолжении традиции эстетизации среды, об использовании эмали в архитектуре (вспомним эмалевое оформление станции метро «Выдубичи» в Киеве, выполненное Бородаем в сотрудничестве с Александром Бабаком).
Эмаль необходимо изучать практически, технологически и с искусствоведческой стороны, со стороны арт-менеджмента; в эмаль необходимо инвестировать и душу, и знания, и финансы, а не только увлекаться физическим измерением ее красоты в готовом виде и стилистически-технологической многоплановостью... Только тогда она будет жить и развиваться.
Выпуск газеты №:
№148, (2013)Section
Культура