Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Новая магия балета

29 апреля в разных странах отметят Международный День танца
23 апреля, 11:57
АРТИСТЫ ТЕАТРА «КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТ» 27 АПРЕЛЯ ПОКАЖУТ СПЕКТАКЛЬ «КАРМЕН.TV» В PERFORMING ARTS CENTER / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО PR-СЛУЖБОЙ «КИЕВ МОДЕРН-БАЛЕТА»

Президент Международного танцевального совета (CID) грек Алкис Рафтис недавно заметил, что люди привыкли смотреть танец или танцевать самостоятельно, но редко думают о нем. День танца во всем мире договорились отмечать в день рождения француза Жана Жоржа Новера (1727—1810), признанного отцом современного балета.

Балет как история, рассказанная с помощью танца, существует очень давно. Однако современные французские постановщики (равно, как американские, немецкие или шведские) думают об этом искусстве совсем иначе. Скажем, в Лионе, втором после Парижа городе Франции, регулярно проходят Биеннале танца (последняя состоялась в сентябре 2014 года). Нынешний руководитель фестиваля Доминик Эрвье главным их принципом считает разнообразие: «Мы начинаем с хип-хопа, следом идут цирковые артисты, они делают потрясающие визуальные спектакли — так называемую новую магию, — говорит она. — Далее — театральные постановки и пластические спектакли. Я хочу показать силу современного танца — то, как он затягивает в свои сети все больше артистов из смежных искусств.

Мы отдаляемся от священного храма танца, где поклонялись лишь классике, где концептуальный танец презирает хип-хоп, а американцы не хотят знать про французов. Благодаря Интернету и глобализации все эти направления сближаются и вступают в диалог. Противостояния лагерей и эстетик больше нет, зрители хотят видеть разные спектакли, испытывать полярные эмоции».

Нельзя сказать, чтобы, по сравнению с этим, в Украине царило уныние в разнообразии форм танца. Молодежь танцует хип-хоп, организовывает праздники разных стилей современной хореографии. Кстати, успешно прошел масштабный конкурс народных коллективов, посвященный 110-летию П.Вирского. Существуют у нас разные ассоциации и союзы — современного и эстрадного, спортивного, восточного танцев, Украинская танцевальная ассоциация, которая принадлежит «бальникам», Национальный хореографический союз (в основном, там «правит бал» народный танец). Но каждая из таких мега-групп живет обособленно и редко интересуется тем, что происходит у «соседей». Критерии и оценки здесь тоже размыты.

Порой с удивлением узнаешь, что в заурядных кружках самодеятельности воспитаны многократные «чемпионы мира». Где этот мир начинается и где кончается, кто мог присвоить этот титул, сказать трудно. Еще труднее представить, чтобы на одном празднике рядом выступали исполнители восточного танца, брейк-данс, contemporary, актуального нынче театра танца.

Конечно, в этой связи можно вспомнить «Танцуют все!» — украинскую адаптацию британского шоу So You Think You Can Dance? («Ты думаешь, что умеешь танцевать?») и два сезона популярного «Майданса». Но речь идет не о любителях, на скорую руку натасканных, и не о массовой конкуренции крупных областных центров. Как раз такие «битвы» и дают повод оценивать танец, с точки зрения местечкового патриотизма, то есть искусства, которое приравнивается к «шумовому оркестру» на многолюдной площади.

Танец может быть разным. И один его вид другому не мешает. Это не раз доказывал художественный руководитель Киевского модерн-балета Раду Поклитару, который берет для своих спектаклей музыку классиков: Баха, Вивальди, Чайковского, и как постановщик создает абсолютно современное и актуальное зрелище. Сегодня у Поклитару и его коллектива в нашей стране нет конкурентов, а его неповторимый стиль объясняется своеобразным взглядом на окружающую действительность и не может быть дублирован. Но именно этим часто грешат хореографы (особенно молодые), копируя балеты оригинальных мастеров, которые нынче легко скачать в Интернете. И движения похожи, и сценические ситуации повторяются, но секонд-хенд невозможно выдать за Haute couture.

Кстати, артисты театра «Киев модерн-балет» в конце апреля посетят 17-й Международный театральный фестиваль Аданы, организованный совместно Фондом Сабанчи и министерством культуры и туризма Турции. 27 апреля киевляне покажут спектакль «Кармен.TV» в Performing Arts Center Университета Сабанчи в Стамбуле.

Великий Новер прежде всего заботился о содержательности балета. Украинский балет сегодня заторможен в своем развитии, поскольку не может найти идентичные национальной идее темы и сюжеты. Казалось, все перепробовано, вся классическая литература в качестве балетных либретто перелистана: Шевченко, Франко, Леся Украинка, Коцюбинский, Кочерга. И вдобавок — исторические личности и культурные герои, поэтические символы украинской литературы... И все-таки одна из главных тем, приоритетных в национальной культуре, еще ждет достойного и оригинального воплощения в балете. Это тема хлеба, символа плодородия и результата труда селянина. Об этом мне подумалось на одном из международных фестивалей танца, куда наши балетные коллективы пока не приглашают. Речь идет о работе «Рис» тайваньского ансамбля «Небесные врата» под руководством известного хореографа Лин Хвай Мина. Для азиатов рис — то же, что для украинцев пшеница, — символ достатка и жизненного благополучия. Вот почему рис становится главным «героем» спектакля — танцовщики перед постановкой два года наблюдали за циклами выращивания риса, трудились на рисовых полях вместе с фермерами, и потому их танец органично воспроизводит все, что связано с истощением, разорением и воскрешением рисовых полей. Это один из примеров яркого, образного, подхода к воплощению символов национальной идентичности, актуальный идее украинских постановщиков.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать