Перейти к основному содержанию

Новый читатель и расширение смыслов

Второй «Книжный арсенал» продемонстрировал, что общество нуждается в качественных книгах — не только по содержанию, но и по форме
09 октября, 11:48
ПО МНЕНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ «Дня», НОВАЯ КНИЖНАЯ СЕРИЯ «БРОНЕБІЙНА ПУБЛІЦИСТИКА» ПОБУЖДАЕТ АКТИВНО МЫСЛИТЬ, ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ВСТУПИТЬ В ДИАЛОГ С ПРЕДШЕСТВЕННИКАМИ-МЫСЛИТЕЛЯМИ. «ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАДУМАТЬСЯ, КУДА МЫ ИДЕМ, ЧЕГО ХОТИМ», — СКАЗАЛА ОДНА ИЗ НАШИХ ЧИТАТЕЛЬНИЦ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Второй международный фестиваль «Книжный Арсенал», который проходил 4—7 октября в Национальном культурно-художественном и музейном комплексе «Мистецький Арсенал», наглядно продемонстрировал будущее бумажной книги, очертил ее судьбу и возможные пути развития в цифровую эпоху. Очевидно, она не исчезнет, но чтобы быть интересной и востребованной, она должна трансформироваться, сместить акценты и быть современной. А еще, качественной — во всем. Фестиваль продемонстрировал — спрос на бумажную книгу есть, и он большой, но при условии, что книга — это больше чем книга: это синтез разных видов искусства, это интересный подход к читателю.

Как рассказала куратор «Книжного арсенала» Ольга ЖУК, в этом году организаторы фестиваля попробовали расширить контексты, в которых сегодня находится книжка, показать крепкую взаимосвязь между разными видами искусства и книгой. И это им удалось.

«В левом крыле «Мистецького Арсеналу» можно было приобрести книжку как предмет, как готовый продукт, а в правом — ознакомиться с книжкой как с процессом: понять, из чего она состоит, осознать путь, который проходит — это иллюстрации, шрифты, печать...», — рассказывает Юлия ПОЛИЩУК, художница, чьи роботы были представлены в визуальной части фестиваля.

Здесь же можно было пообщаться с художниками, посетить мастер-классы по каллиграфии, попробовать свои силы в книгопечатании, то есть перевоплотиться из читателя в издателя.

Примечательно, что в этом году в рамках «Книжного арсенала» состоялся первый международный конкурс «Лучшее качество и оформление книги». Жюри конкурса оценивало книги по таким критериям, как качество полиграфии и печати, дизайн, гармоничное и профессиональное сочетание бумаги, иллюстрации и тому подобное. Гран-при получила книга «Хотинська битва 1621. Битва за Центральну Європу» Петра Саса, Генуте Киркене, появившаяся в издательстве «Балтия-Друк». Второе место заняла книга «Видавництва Старого Лева» «Казки дідуся Гурама» Гурама Петриашвили, третье — «Катерина Білокур. Мистецтво народне, наївне, високе?», издательства «Родовід».

ВЫСОКИЙ ФОРМАТ

Как и в прошлом году, в нынешнем посетители фестиваля могли выбрать для себя события на любой вкус. В частности, украинских читателей заинтересовала возможность послушать звезду австрийской интеллектуальной литературы Йозефа Винклера — новое имя для Украины. На «Книжном арсенале» издательство «Критика» представила украинский перевод его книжки «Вивезена». В основе повести — реальная судьба украинки Неточки Ильяшенко, которая пережила коллективизацию, Голодомор, депортацию и осталась жить в бедном австрийском селе. Встреча с итальянским писателем Алессандро Барикко, почетным гостем фестиваля, также была достаточно многолюдной. Впрочем, иностранные гости, хоть и вызывали интерес у посетителей, однако никоим образом не повлияли на украинские презентации, которые происходили в то же время и были не менее многолюдными. Многочисленную публику собрала презентация украинского перевода «Цинамонових крамниць» и «Санаторію Під Клепсидрою» Бруно Шульца. Перевел книжку Юрий Андрухович, а напечатал Иван Малкович. Своеобразный фурор на «Книжном арсенале» вызвал первый украинский графический роман-блокбастер о приключениях казаков-характерников «Даогопак» издательства «Небесний Ключ». Придумал сюжет Максим Прасолов, а нарисовал Алексей Чебикин.

«Огромный интерес у публики вызвал приезд философа Оскара Бренифье, иллюстратора Линды Бондестам, литовской художницы и писательницы Сигуте Ах, арт-терапевта и писательницы Елены Макаровой. Фестиваль показал, что люди отходят от практики обычной покупки — происходит популяризация книги, книгоиздания, чтения. Формируется понимание, почему книжка важна, почему она дорога, почему люди занимаются ее изданием. Сегодня украинцы интересуются качественным изданием книги, хорошей полиграфией, качественной иллюстрацией. Хотелось усилить и расширить этот интерес, ведь этот фестиваль — наивысший формат, переход на качественно новый интеллектуальный и культурный уровень всего мероприятия», — объяснила «Дню» куратор детской программы «Книжного арсенала» Юлия КОЗЛОВЕЦ.

Питательный «Книжный обед»

В этом году организаторы фестиваля попробовали ближе познакомить читателей с книгами, дать возможность погрузиться в книжный мир, расширить пределы понимания — чем является книжка на самом деле, какой она может быть, какова ее роль и функции. Очевидно, информационная функция бумажной книги отходит на второй план — и это в определенной степени расширяет художественные возможности книги, дает пространство для эксперимента.

В частности, о потребности людей в «книгах, которые являются чем-то большим, нежели просто книги», рассказал специальный гость фестиваля — проект двух художниц Алевтины Кахидзе и Екатерины Свиргуненко «Книжный обед». Это своеобразная выставка арт-буков, «сервированная» под обеденный стол, на котором в качестве «питательных блюд» представлены авторские книги художников. Это сугубо творческий проект, который дает пространство для интерпретаций и аллюзий.

«Идея очень проста, — объясняет Алевтина КАХИДЗЕ, — насытиться книгами». И хотя этот проект предусматривает определенную готовность аудитории к восприятию таких книг, определенный опыт, он пользовался незаурядным интересом со стороны посетителей.

«Арт-буком может быть что угодно, даже скульптура. Это широкий формат, который невозможно четко очертить. Это художественный жест. Это больше, чем просто книга — это визуальный ряд, это подтексты. В настоящий момент я могу констатировать, что сегодня украинская книжная аудитория уже подготовлена к таким книгам, она есть и она очень большая», — комментирует «Дню» Екатерина СВИРГУНЕНКО.

Относительно самого формата проекта и его названия, то здесь художницы советуют фантазировать. «Книжный обед» потому, что это неожиданно для книжки — быть «съеденной». Я думаю, это уместно, особенно если брать во внимание разнообразие форм выявления иллюстрации и литературы», — подытожила Екатерина.

Кстати, на фестивале был и кулинарный уголок, где все желающие могли сначала создать, а затем съесть книжку в прямом смысле слова. Почему бы нет?

Спрос на качественную публицистику

Все дни фестиваля стенд газеты «День» был в центре читательского внимания — качественная публицистика оказалась крайне востребованной. Книжки из новой серии «Дня» — «Бронебійна публіцистика» — имели незаурядный спрос — как среди молодой аудитории, так и среди читателей с опытом. Уже на третий день фестиваля полностью раскупили публицистику Евгена Маланюка и Ивана Лысяка-Рудницкого, чьи произведения сегодня трудно найти — их либо не издавали, либо издавали очень давно. «Вы печатаете замечательные произведения прекрасных авторов. Я сам все это читал, а ваши книжки купил в подарок дочке», — рассказал нам покупатель Андрей. Интересовала читателей и книга «Сила м’якого знака», и «Украина Incognita», которая в этом году отметила 10 лет со дня первого выхода.

Наталия СТОЛЯРЕНКО, научный сотрудник Международного научно-учебного центра информационных технологий и систем в составе Кибернетического центра:

— Многих авторов, представленных в новой серии «Дня», — «Бронебійна публіцистика» — я конечно знаю и читала. Однако знаю преимущественно их художественные произведения и почти не знакома с публицистикой. Меня сразу привлекла публицистика Ивана Франко, чьи стихотворения и прозу я очень люблю, хотелось бы почитать публицистику Николая Костомарова и Ивана Багряного.

Я чувствую и понимаю, что должна купить и прочитать все, и впоследствии я так и сделаю. На мой взгляд, эта серия — очень интересная, потому что побуждает активно мыслить. Произведения такого направления дают возможность увидеть писателей-мыслителей, вступить с ними в диалог. Это повод задуматься, куда мы идем, каков наш путь в будущем, чего хотим, а главное — это дает понимание, насколько важно быть активными

Оксана ЯЦЕНКО, финансист:

— Я купила книгу «Украина Incognita». Меня привлекают книжки из библиотеки «Дня», потому что они не поверхностные, а содержат интересные, содержательные, глубокие исследования. Хотелось бы открыть для себя что-то новое, увидеть разные взгляды на историю. Я думаю, это естественно, когда человек знает историю своего государства и стремится знать еще больше, еще глубже.

Яна ПЕРЕПЕЛИЦА, бухгалтер:

— Я интересуюсь украинской публицистикой, ведь считаю, что сначала нужно познать свое, узнать больше о себе, а без качественной публицистики и исторических очерков это трудно сделать. В частности, меня интересует творчество Ивана Лысяка-Рудницкого. Его публицистику я уже давно искала и наконец нашла на стенде «Дня». Его произведения и произведения других выдающихся предшественников найти на самом деле очень сложно, потому такая серия, как «Бронебійна публіцистика» — очень ценная именно потому, что такие вещи сегодня редкие, кроме того, радует формат книг — удобный, практичный.

Татьяна ЧАЙКА, детская писательница, поэт:

— Книжки из серии «Бронебійна публіцистика» заинтересовали меня в первую очередь своим содержательным наполнением. В них я надеюсь найти что-то неизвестное мне, новое, какие-то интересные подробности и личные открытия. Да и в целом мне нравится формат серии — это удобные книжки, которые всегда можно взять с собой. После прочтения, я планирую отдать их друзьям, чтобы они тоже почитали, и мы имели возможность обсудить полученную информацию.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать