Новый логотип Музея Ханенко
Как упорядочить визуальный язык2019 год в музейной среде запомнится как год перемен, в частности потому, что несколько ключевых музеев страны представили публике свою новую айдентику (среди них отдельно отметим Национальный художественный музей Украины и Национальный музей Тараса Шевченко). Важно подчеркнуть, что большинство дизайнерских компаний работали pro bono, понимая, что пока еще украинские музеи не имеют значительных дополнительных средств на такие программы. Хотя современность диктует свои требования и разработка узнаваемого и оригинального «бренда» для музея — это уже не роскошь, а необходимость. Теперь эту эстафету подхватили и в Музее Ханенко.
Новая айдентика Музея Ханенко стала результатом сотрудничества со школой Projector, платформой, которая помогает профессионалам разного уровня и специализаций развивать системные и точечные навыки в разных модерных сферах, в частности в IT, дизайне, проектном менеджменте. В рамках курса Visual Communications Professium четыре команды разрабатывали свои варианты айдентики, поэтому избранный музейщиками вариант стал своеобразным «победителем» среди других, не менее интересных. Авторы новой айдентики — Ольга Бакан, Анастасия Лутова, Даниил Нестеревич, Евгений Чугуевец. Кураторами проекта выступили основатель Projector Александр Трегуб, а также дизайн-директора Spiilka Design Buro Владимир Смирнов и Анастасия Жеребецкая. Кураторы отметили, что они не вмешивались, а давали советы, поэтому реализация проекта это заслуга сильной творческой работы команды.
Директор музея Екатерина Чуева отметила: «Нам было просто катастрофически тяжело выбирать. Каждый проект представлял собой целостную композицию, целостную концепцию, из которых нельзя вычленить отдельные элементы, поэтому можно было взять один концепт и его развивать. Мы много дискутировали и с коллегами из Projector, и между собой, и с коллегами, с которыми консультировались». Музей Ханенко считает себя современным музеем классического искусства, к тому же успешно балансирует между традицией и современностью, между Востоком и Западом, потому своеобразным лозунгом ребрендинга стал тезис «Музей, который объединяет».
Во время разработки айдентики дизайнерам пришлось провести много исследований, они часто бывали в музее, ощутили его самобытность, ведь это в первую очередь дом супругов Ханенко. Следовательно, он имеет уникальную идентичность среди других художественных музеев, формировавшуюся долгое время. Представители команд, проводивших «полевые исследования», были очень удивлены, что десятки людей, гуляющих рядом в парке Шевченко, даже не догадываются, что вот рядом, через дорогу, есть такой атмосферный и уютный музей. Первая и главная цель в работе над новой айдентикой была сделать музей видимым. Следующий важный момент тот, что вся коммуникация в музее, которая была до того, была неоднородной, потому что она делалась большим количеством людей, и в ней не было системы. Вторая цель работы, следовательно, была сделать айдентику целостной и узнаваемой. Относительно фирменного шрифта решение было однозначно: максимально простой, лаконичный, без курсива и засечек, чтобы не отвлекал. Корпоративные цвета — красный и голубой — «нашли» в самом музее, ведь он сам очень цветной внутри из-за разного дизайна комнат.
Новый логотип Музея Ханенко — это стилизованные дверцы, линии от которых переходят в рамку. Это также две плоскости, которые пересеклись и сошлись в определенной точке. Дизайнеры отмечают, что идея логотипа пришла к ним, когда они осознали, что двери между двумя корпусами музея, по сути, символично объединяют два конца света. Они могут стать ключевыми в айдентике, ведь покажут, что, какие бы разные ни были дуальности этого музея, все сходится в одном месте. Постоянным посетителям музея эти «потайные» дверцы хорошо известны, а для кого-то это станет поводом прийти и найти их.
Одного лишь знака для полноценной айдентики недостаточно, здесь был необходимым определенный прием, которым можно было брендировать весь контент, который вырабатывает музей. Главная особенность новой айдентики музея — логотип превращается в динамическую рамку, которая «работает» на всех носителях, от плакатов до этикетки. За счет использования логотипа-рамки во всей визуальной коммуникации музея повысится его узнаваемость в digital-среде (в частности, в социальных сетях) и просто целостность в восприятии «в быту». То есть новая айдентика позволит «упорядочить визуальный язык», по высказыванию Ольги Носко, пиарщицы Музея Ханенко. К тому же использование такой уникальной рамки в разработке афиш или других визуальных материалов позволяет сделать акцент на наиболее важном или интересном аспекте.
На этом внедрение новой айдентики не закончится, команда планирует также работать над тем, чтобы сделать музей более видимым в городе за счет использования флагов на фасаде музея и распространения интересных афиш. Также планируется запуск разнообразной сувенирной продукции. Надеемся, новая айдентика поможет Музею Ханенко заинтересовать новых посетителей и получить то внимание публики, которого он заслуживает.
P.S. 29 октября Музей Ханенко представит первый вебсайт музея в Украине, который разработан с соблюдением международных норм Универсального (Инклюзивного) вебдизайна, и обеспечит максимальный доступ к вебконтенту пользователям с инвалидностью (зрение, слух, движение, интеллект, комплексные нарушения). Этот проект создан по стандартам WCAG при поддержке Украинского культурного фонда.
Выпуск газеты №:
№200-201, (2019)Section
Культура