Теперь каждый украинец должен, ложась, в головы класть мешок мыслей об Украине, должен покрываться мыслями об Украине и вставать вместе с солнцем с хлопотами об Украине.
Николай Кулиш, украинский драматург, режиссер, педагог, представитель Расстрелянного Возрождения

Новый визуальный язык андеграунда

25 декабря киевская художница Елена Голуб отметит юбилей
22 декабря, 2011 - 21:06
«ИСТОКИ». ЭТА ФОТОИНСТАЛЛЯЦИЯ ЕЛЕНЫ ГОЛУБ ДЕМОНСТРИРОВАЛАСЬ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ ВЫСТАВКЕ В БЕЛЬГИИ В 2005 г. / ФОТО ИЗ АРХИВА ЕЛЕНЫ ГОЛУБ

Знакомство с творчеством Елены Голуб вызывает восхищение своим разнообразием: рисунки, стихи, рассказы, живопись, медиаискусство, очерки, искусствоведческие исследования и кураторская работа. Однако сама художница все разновидности своей деятельности преподносит целостно: «Я — художник. Для меня видеть — значит понимать. Всматриваясь в мир, я сопоставляю и анализирую, всегда эмоционально пропуская через себя, и потому не могу сказать, что мое понимание — сугубо интеллектуальное, его сложно выразить словами. Поэтому в своем творчестве я не делаю большой разницы между визуальным и текстовым изображением. «Ментальные композиции», как я их называю, создаю и красками, и словом, и с помощью компьютерных технологий». Визуальным произведениям Елены Голуб присуща динамика рассказа, а тексты изобилуют яркими, эмоциональными образами, которые сдерживает нить рациональности: недаром же художница получила два образования, техническое и гуманитарное.

Картины она начала создавать в кругу художников андеграунда, выражая несогласие с официальным искусством. Верность ценностям своей юности, среди которых на первом месте свобода и эксперимент, а уже затем — слава и деньги, хранит и доныне. Хотя стилистически и по технике исполнения ее ранние произведения очень отличаются от созданных в последние годы.

Живопись Е. Голуб 1990 — 2000 гг., гротескно-ироническая, в духе народного примитива, пользовалась большим успехом, в том числе коммерческим, на арт-фестивалях в Германии, известна также в узких художественных кругах в Украине. Но Елена, уловив иные вибрации времени, не стала продолжать идти проторенным путем и увлеклась возможностями компьютерных технологий в создании нового визуального языка. Нелегко было ей осваивать компьютерные программы в том возрасте, когда ее дети уже стали студентами вузов. Но она никогда не считала свой возраст тяжким грузом, воодушевлялась импульсами всегдашней молодости, к тому же и жизнь научила ее бороться с любыми трудностями во имя мечты.

Впоследствии Голуб создала серии работ, которые назвала фотоинсталляциями, графическими композициями, выполненными в технике цифровой печати. Для них она не только сама делала фотографии, но и собирала разные изображения отовсюду, создавая своеобразную кунсткамеру и организовывая особым образом визуальные тексты работ. В них она удачно синтезировала свои непосредственные впечатления с интеллектуальным структурализмом, направляя в разных направлениях их тематику. В серии «Сигналы неточного времени» Елена представляет нетипичный взгляд на события Второй мировой войны, используя фотоматериалы, которые привез с войны ее отец, участник боевых дорог от Сталинграда до Берлина. Ее позиция женская, которую разделяю и я, заключается в том, что в своем искусстве она осуждает войну вообще, осуждает тоталитаризм, фашистский и советский, потому что Сталин ничем не лучше Гитлера, так что в той войне победителей и быть не могло. Своеобразный взгляд выразила художница и в серии «Мемориальные портреты», посвященной выдающимся людям Украины, которых обычно уважают лишь поверхностно, не поддерживая и не развивая их величественное наследие.

Урбанистическая цивилизация с ее достижениями и противоречиями всегда в кругу внимания художницы в многочисленных вариантах разных серий. Взаимоотношения между локальными традициями и коллективной памятью, между культурными расхождениями, между центром города и пригородами — это лишь некоторые из важнейших тем, которые разрабатывает художница в актуальном искусстве сегодня.

Фотоинсталляции Елены Голуб побывали на выставках в Польше, Австрии, Венгрии, Финляндии, Южной Корее, Нидерландах, Бельгии и других странах. Недавно художница принимала участие в IV Московской биеннале в кураторском проекте Виктора Мизиано «Невозможное сообщество», который демонстрировался в Музее современного искусства. Для меня эта выставка представляет особый интерес, так как она связана с эстетикой взаимодействия, и сам проект можно расценить, на мой взгляд, как социальную скульптуру, актуальное направление современности.

Оксана ЧЕПЕЛЫК, художница
Рубрика: 
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

Loading...
comments powered by HyperComments