О художественных радостях и печалях

Театр — субстанция изменчивая и насыщенная событиями, как сама жизнь. Отследить все его успехи и неудачи крайне трудно. Солнечными зайчиками здесь и там сверкают премьеры, проекты, фестивали. Донецкий академический музыкально-драматический театр мужественно и успешно продолжает культивировать украинский язык в русифицированном городе. Центральная Украина провела предъюбилейный — 19-й! — фестиваль-конкурс «Січеславна». В Белой Церкви возродился из творческого и материального пепла областной театр им. П.Саксаганского, теперь это прекрасный маленький дворец с приличными спектаклями. В Черкассах неугомонный Сергей Проскурня развивает мультимедийный театр, создавая для него спектакли-эскизы на темы Тараса Шевченко. В Львове продолжает ставить хорошие спектакли (особенно по А. Чехову) режиссер осеннего возраста Алла Бабенко. Снует между Львовом и Киевом удивительный «Театр у кошику» Ирины Волыцкой. В столице, на левом берегу Днепра, зреет режиссерский талант Андрея Билоуса. Инновационно экспериментирует постановщик Дмитрий Богомазов. Творчески цветет Киевская оперетта. Потрясают некоторые актерские работы.
То есть, без сомнения, нам есть чему радоваться и что праздновать в Международный день театра. Разве что в Украине этот праздник со слезами на глазах. Потому что все творческие радости создаются вопреки реалиям настоящего. Действующая малокультурная власть все больше сокращает бюджетное финансирование искусства. Власть предержащие, по-видимому, просто не понимают, что такое культура и зачем она вообще нужна. Поговаривают, среди депутатов Верховной Рады есть лица, которые ни разу в своей жизни не были в театре. Для многих из них власть — это форма бизнеса (по М. Жванецкому). Театры в Украине между тем уже несколько лет подряд не получают средств на постановку новых спектаклей. Это все равно, что вы, дорогой читатель, уже много лет не имеете возможности купить новую одежду или обувь, игрушку ребенку, подарок другу. Или пойти в театр.
Поэтому остается отмечать День театра как семейный праздник, между собой. Я вот пять лет назад ввела собственную семейную театральную премию «Бронек». Праздную ее вместе с коллегами и друзьями за две недели до Международного дня театра, 14 марта, в день рождения моего деда, величайшего украинского актера Амвросия (Бронека) Бучмы. Представлю вам нынешних награжденных, надеясь, что вы обратите внимание на эти спектакли, на этих актеров и просто пойдете в театр.
Лауреатом «Бронека-2011» стал режиссер Виталий Малахов, руководитель Киевского театра на Подоле (сегодня их выселяют из Гостиного двора, а помещение на Андреевском спуске так и не достроено) за спектакли «На дне» Горького и «Прошлым летом в Чулимске» Вампилова. После горьких жизненных испытаний у Малахова открылось какое-то новое дыхание, глубина и прозрение. Оба спектакля поражают тонким психологизмом и пронзительными актерскими работами. Даже трудно было выделить кого-то из ансамбля исполнителей. Мы с коллегами, которые помогают мне определиться с победителями, остановились на Игоре Волкове (Барон в «На дне») и Валерии Булитко (Валентина из «Чулимска»). Оба отмечены также за еще две роли в прошлом году — И. Волков — Шаманов («Чулимск») и В. Булитко — Анна («La bonne Anna»). Волков поразил многослойностью отчаяния и стоицизмом своих героев. Булитко для Валентины сочинила стихи-исповеди, положила на музыку, и когда она поет их сквозь слезы, то у вас рвется сердце. Теперь ее Анна во французской веселой комедии — это бокал шампанского: и смешно, и горько, и в нос шибает.
В Киевском театре драмы и комедии на левом берегу Днепра (художественный руководитель Эдуард Мытницкий) режиссер Андрей Билоус прозрачно и парадоксально поставил спектакль «Высшее благо на свете» по путаной и нудной на первый взгляд пьесе Тургенева «Месяц в деревне». Она идет и в Киевском ТЮЗе, но там режиссер Валентин Козьменко-Делинде так и не разобрался в кружевах классического текста. А на левом берегу играют по очереди два актерских состава, и получается как будто два разных спектакля. В каждой фразе текста здесь режиссером и актерами добавлены пластические, мимические, интонационные вариации, которые насыщают действие содержанием, страданиями, колебаниями, душевными катастрофами. Так интересно — глаза от сцены не оторвать. Поэтому и отмечены два исполнителя одной роли — Лев Сомов и Николай Боклан. Провинциальный, собственно сельский врач Шпигельский у Сомова как будто запрограммирован на поражение. Он еще барахтается в поисках любви и успеха, но в действительности это пустота отчаяния, опустошение. У Боклана Шпигельский, когда-то местный Казанова, привыкший к победам, сегодня утратил силу, но не надежду. Он удивленно встречает поражения, опустошение в нем еще только назревает.
В этом же театре отмечен любовный дуэт из спектакля «Четыре причины выйти замуж» Р. Баера в исполнении супружеской пары с большим брачным «стажем» — Светланы Золотько и Александра Ганноченко. К вашему сведению: убедительно играть на сцене настоящую любовь так сложно...
«Бронек» и раньше отмечал партнерство — Игорь Рубашкин и Екатерина Кистень, Наталия Сумская и Анатолий Хостикоев. Вот и ныне награждена еще одна партнерская пара. В Молодом театре недавно засветилась звездочка молодой Валерии Ходос. В спектакле «Квартет на двоих» А. Крыма ее дуэт с актером зрелого таланта Ярославом Черненьким звучал и трогательно, и чисто, и юмористически. Я. Черненький отмечен также за главную роль в спектакле «Той, Тот и другие», где успешно использовал свой богатый опыт в воссоздании принципов театра абсурда.
Можно считать режиссерским дебютом Анатолия Петрова отмеченный «Бронеком-2011» спектакль «Квартет для двоих». Анатолий Петров и раньше неофициально занимался режиссурой, создал в Украине уличный театр на ходулях. А из довольно простенькой пьесы Анатолия Крыма он умудрился вывязать трогательный анекдот о достаточно сложных любовных отношениях.
Среди отмеченных «Бронеком-2011» молодотеатровцев — народный артист Валерий Легин. В спектакле «Той, Тот и другие» он играет маленькую роль полоумного почтальона, который на свое усмотрение доставляет или уничтожает почту. Актер создает виртуозный рисунок комедийных, абсурдных «приколов», и каждое появление этого второстепенного персонажа ожидаешь, как подарка судьбы. А он, в сущности, и превращает вспомогательную фигуру в фантом Судьбы, абсурдной судьбы человечества.
«Бронек-2011» вспомнил, что Амвросий Бучма был профессором Киевского театрального института им. И. Карпенко-Карого. Среди его учеников — Нонна Копержинская и Константин Степанков. Поэтому «Бронек» и наградил выдающегося педагога нынешнего Национального университета театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого, профессора, женщину третьего тысячелетия Валентину Ивановну Зымню, которая в свои «за восемьдесят» продолжает лепить актерские таланты и человеческие души. А ее ученики, народные и заслуженные артисты, министры культуры, голоса площади, телеведущие, всегда сверкают на горизонте украинского театра.
Есть у премии «Бронек» и сектор «Офф-Киев». Были замечены спектакли во Львове, Виннице, Харькове, Луганске, Черкассах. А лауреатом стал Чернигов (режиссер Андрей Бакиров) за хороший, смешной и психологически точный спектакль «Безумный день, Или женитьба Фигаро» Бомарше. В нем заблестели Александр Куковеров (граф Альмавива, своеобразный комедийный Воланд), молодые выпускники Днепропетровского театрального колледжа Евгений Бондар (Фигаро, способный органично переходить от комедии к драме и обратно) и Сергей Пунтус (Керубино в изысканном фарсе), Дина Лобур (Сюзанна) и Наталия Максименко (Марселина). Девушки недавно закончили магистратуру театроведения (заочно) и тем доказали, что интеллект только украшает актера.
А особенно хочется поздравить возрожденный Белоцерковский театр и возникшую из художественного небытия талантливую актрису Светлану Волкову (когда-то Солошенко) в главной роли спектакля «Одинокая леди» Игоря Афанасьева.
Выпуск газеты №:
№54, (2012)Section
Культура