О культурном «коридоре»
Личная и творческая судьба Алексея Кравчука — наглядная иллюстрация к лозунгу «Восток и запад вместе!»
Алексей Кравчук рос в Львове в театральной семье (отец некоторое время возглавлял Театр им. М. Заньковецкой, много лет был актером и режиссером Театра ПрикВО, ныне — драматический им. Леси Украинки). Актерскому мастерству, а в дальнейшем и режиссуре учился в Харькове. Крепко связан с Львовским театром им. Леся Курбаса. Регулярно сотрудничает также с другими львовскими коллективами — на днях выпустил в театре им. Леси Украинки спектакль «Баба» по пьесе Павла Арье «Баба Пріся (На початку та наприкінці часів)». В то же время, начиная с середины 1990-х, работал в Донецком музыкально-драматическом театре, ставил спектакли во всех без исключения театрах Луганска — украинском, русском, кукольном. С 2012 года — главный режиссер Луганского театра кукол, пытается поддерживать связь с ним и сегодня.
Многое в его рассуждениях и предложениях может показаться наивным в нынешних условиях. Но Кравчук действительно такой — светлый человек, который искренне верит в то, что искусство, культура, забота людей друг о друге смогут спасти этот мир.
«МЫ СИДЕЛИ В ПОДВАЛЕ И ВСЕ ЖДАЛИ, ЧТО НАС ВОТ-ВОТ ОСВОБОДЯТ»
— Я был в Луганске до 9 августа, — рассказывает Алексей КРАВЧУК. — Последние десять дней мы жили в подвале Русского театра и только иногда бегали домой готовить и забирать с собой еду, потому что вокруг стреляли. В Театре кукол тоже оборудовали бомбоубежище, и когда стихало, мы выбирались друг к другу короткими перебежками — проверяли, все ли в порядке. Вода была страшным дефицитом, я научился полностью мыться одним литром воды...
Случались такие моменты, что просто крышу сносило. Ну, нестерпимо мне видеть российский флаг в Луганске! Да, в жизни я могу разговаривать на русском языке, работать в Русском театре, но это — все равно Украина, хочешь ты этого или нет. Мне очень жаль, что, очевидно, благоприятный момент был упущен — когда мы сидели в подвале, а где-то на окраинах уже наш флаг появился, и все ждали, что нас вот-вот освободят... Но все же была надежда, что все довольно быстро окончится.
Вообще, очень многие люди тогда из города выехали, но многие потом вернулись. Не всегда можно было где-то устроиться. И потом, все равно — дом есть дом!
Потом я поехал в Харьков, был и в Киеве, затрагивал вопрос о выплате зарплаты хотя бы за предыдущий период. Актеры относятся к наименее обеспеченным людям. Но никто ничего нам не заплатил, хотя тогда еще была возможность. Слава богу, Верховная Рада приняла постановление, что, как только восстановится украинская власть, все это будет компенсировано.
Осенью я вернулся в Луганск, в ноябре выпустил премьеру пьесы Павла Арье «Кольори» в Русском театре им. Луспекаева. Я благодарю директора театра за то, что она рискнула взять ныне такой материал. В зале такая тишина царила. Героиню играла Полина Шкуратова, и когда она с центральным монологом выходит в зал и говорит: «Я — Марія, моя земля — Україна!» — зрители плакали. Актриса сама это пережила и переживает — она все время в Луганске, с мамой, которой 90 лет... Момент эмиграции, который есть в пьесе, сейчас сильно резонирует там. С одной стороны, ты будто остался дома, но — все равно не дома. В том-то и беда. Это, возможно, еще ужаснее, чем куда-то выехать.
Я второй раз обращаюсь к этой пьесе. Первый раз — в Львовском театре им. Леси Украинки в 2005 году. Тогда спектакль был несколько пафосным, а теперь получился очень болезненным. И хорошо, что люди пошли именно на такой материал — он не развлекательный, а наоборот, ставит вопросы, на которые человек каждый раз должен для себя искать ответ.
В последний раз был в Луганске на Новый год. Ситуация там неопределенная — какие-то люди ходят с оружием, город ни украинский, ни российский, а простые люди там просто выживают...
— А что ныне, что там в Луганске с театрами?
— Все театры потеряли очень многих актеров. Некоторые выехали в Украину и как-то устроились: Киев, Харьков, Черкассы. Некоторые — в Россию. Как уж чья судьба сложилась. Из Русского театра еще весной уехали Олег Александров с актерами (в Димитровград Ульяновской обл.), Павел Морозов (в Новошахтинск Ростовской обл.), сейчас работают в местных театрах.
Я не могу осуждать никого в этой ситуации. Каждый делает свой выбор. Разве что мне бы не хотелось, чтобы теперь в интервью кто-то говорил плохо о своем театре, своей alma mater, тем более, если он именно здесь реализовался, состоялся как артист. Такого нельзя делать никогда.
Те, кто остались, работают в Луганске. В Русском театре была еще одна премьера, кроме моей, и детская сказка. Украинский театр открыл сезон мюзиклом «Таке єврейське щастя», ныне, насколько я знаю, выпустил какой-то водевиль. Труппа совсем маленькая плюс студенты из Академии культуры. Директор театра Михаил Кошовый уехал в Северодонецк с идеей продолжить его деятельность там, но это тоже проблематично, потому что фактически нужно организовывать новый театр.
Театр кукол обновил спектакли еще летом, когда не было ни света, ни воды. В городе оставалось много детей, и актеры, которые тоже не смогли выехать, сделали спектакль и ходили по дворам домов и играли. Они просто писали от руки объявления, и дети приходили, когда не было обстрелов. Потом, когда уже стало спокойнее, спектакли для детей играли на площадке перед театром, потому что света не было. Тогда очень помогли театры кукол Украины и России, даже финансово, потому что ситуация была очень плачевная. Теперь детский репертуар уже понемногу возобновляют на сцене. Родители с детьми и туда, и в Русский театр по нескольку раз на один спектакль приходят. Взрослые плачут — даже на детских спектаклях.
Осенью вечерние спектакли везде стали начинаться где-то в два часа дня. И, как ни странно, люди пошли. Пошли в театр, потому что это, наверное, единственное место, где можно почувствовать себя человеком.
«ЛУГАНСК ОЧЕНЬ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДОНЕЦКА»
— А у людей есть деньги на билеты?
— Сначала вообще играли бесплатно, потому что не могли понять, что и как делать. Решили: все равно работаем по украинскому законодательству. И ценовая политика ориентировалась на минимум — от 5 до 10 гривен за билет. Это чисто символические средства, чтобы можно было что-то купить для актеров, хотя бы какую-то еду...
Там сейчас всех тянут к российскому законодательству, но оно не работает, да и не будет работать. Достаточно сравнить сайты театров России и наших — все очень отличается. И манипуляции сильные там идут. Причем как от российских масс-медиа, так и от наших. Очень важно, по моему мнению, все время говорить о том, что Луганск — это Украина, и что там наши люди, а не так, чтобы — отрезать, заблокировать, стену построить...
Ситуация очень неоднозначная. Я знаю, там очень много тех, кто за Украину, но война есть война...
— Я понимаю, что готовых рецептов ни у кого нет, но что, по твоему мнению, нужно было бы делать со всем этим сейчас?
— Нужно приложить все усилия, чтобы единая Украина восстановилась. И в этом огромная роль культуры. Государство должно брать на себя ответственность за театры, за музеи, которые находятся на оккупированной территории. Культура должна объединять людей, во всем другом пусть разберутся те органы, которым это положено. Я даже летом звонил по телефону на горячую линию СБУ с вопросом, почему перекрыли границы, почему бы не сделать коридор, чтобы можно было нормально ездить? Человек приедет в Украину, увидит, как здесь и что, вернется, расскажет. Нет проблем — проверяйте, чтобы не было оружия, чего-то запрещенного. Тот же момент — с отключением связи. Люди должны общаться!
Столько же, сколько вкладывается в АТО, нужно вкладывать и в культуру. Речь идет не только о благотворительности или концертных бригадах. Во-первых, если люди выезжают — нужно было бы найти способ, чтобы их устроить здесь. В действительности никто не сделал ничего — одни только рекомендации. Второй момент — возобновить на территории Украины, на свободной территории, выплату заработной платы, так же, как выплачивают пенсии пенсионерам. Чтобы люди знали, что они будут обеспечены, что государство о них заботится. И третье — поднять сейчас все культурное наследие Луганщины, а это и Музей Бориса Гринченко, и Мемориальный музей Владимира Даля... Говорить об этом, как о Театре им. Луспекаева — как об Украине. О том, как этот театр провел первый международный фестиваль и готовил второй. Я вообще в Луганске называю центром украинской культуры Русский театр — как ни странно. На базе этого театра и Театра кукол мы организовали конкурс чтецов «Слово Тараса» к 200-летию Шевченко, поставили в Кукольном театре спектакль «Сон» — мне так жаль, что он не идет ныне, хотя в Интернете есть, положили начало «Некукольным встречам» — приглашали Олега Драча, Сергея Жадана. Это были очень перспективные вещи.
Жадан приезжал в мае, еще спрашивал, в какую сторону машину развернуть, чтобы быстро выехать в случае чего. Его слушали совсем разные люди. Журналистка спрашивает: «Сергей, а вас сепаратисты читают?» Двое в камуфляже поднимаются и говорят: «Читали, читаем и будем читать»!
Очень важно сформировать культурную политику для этого края, чтобы не потерять его. Луганск очень отличается от Донецка. Луганщина — это Слобожанщина, она нуждается в другом подходе.
Есть такая мечта — Маркиян Иващишин из «Дзиги» высказал идею — сделать проект «Культурный Донбасс» в Львове. Сделать некий «коридор». Есть гуманитарные коридоры, по которым передают еду, одежду и т. п., а это был бы культурный. И когда бы как-то нормализовалась ситуация, даже привезти сюда театры, чтобы показать их здесь. А отсюда те, кто может и хочет, поехали бы туда. Я бы поехал, даже сейчас, и я знаю людей, которые бы точно поехали. Был у меня разговор даже с Марьяной Садовской, она говорит, что поехала бы, но страшно. Конечно, страшно — говорю, но это была бы очень важная вещь.
— А пока что — какие твои планы?
— Я очень благодарен Алексею Коломийцеву (директор Львовского театра им. Леси Украинки) за то, что он откликнулся и дал мне возможность реализовать давнюю мечту — «Бабу Прісю», потому что Павел Арье мне еще в Луганск пересылал варианты, чтобы мы могли ее там сделать. Теперь я в Львове. Возможно, еще будут постановки здесь и в других городах, но я с нетерпением жду, когда ситуация наладится. Я Луганщину, Луганск просто боготворю, у меня огромный сантимент к этому краю и к этим невероятно искренним людям.
P.S. Возобновляет работу Луганский областной музыкально-драматический театр
В настоящее время Луганский областной академический украинский музыкально-драматический театр (ЛОАУМДТ) ищет главного режиссера и актеров для возобновления работы после переезда из подконтрольного российско-террористическим войскам Луганска в город Северодонецк Луганской области. Помещение театра в Луганске и материально-техническое обеспечение остались на территории, которая не подконтрольна украинской власти. Об этом сообщается на сайте Министерства культуры Украины.
В декабре 2014 года театр сменил местонахождение и прошел процедуру регистрации в Северодонецке. Сотрудники художественно-руководящего и творческого составов перешли работать в другие театры и организации Украины, а некоторые остались в оккупированном Луганске. Таким образом, для работы Луганского театра возникли серьезные препятствия. В настоящее время ЛОАУМДТ объявляет набор драматических актеров и артистов балета, главного режиссера и художника-постановщика. Всего театр открыл 35 вакансий.
Выпуск газеты №:
№37, (2015)Section
Культура