О любви и дружбе
В Оперной студии впервые в Украине исполнили «Пробный камень» Дж. РоссиниПостановка вызвала огромный интерес (это — совместный проект Национальной музыкальной академии Украины и Посольства Итальянской Республики в Украине). Среди собравшихся на премьере были Чрезвычайный и Полномочный Посол Италии в Украине Давиде Ла Чечилия, представители посольств других государств, известные деятели музыкального и театрального искусства, преподаватели, студенты, многочисленные почитатели оперы и представители СМИ.
Перед началом показа выступили руководитель проекта ректор НМАУ Владимир Рожок и посол Давиде Ла Чечилия, который поблагодарил своего предшественника на должности Посла Италии в Украине (2012—2016 гг.) Фабрицио Романо за идею и помощь в осуществлении постановки, к слову — первой в Украине. Он также зачитал письмо мэра города Пезаро — родины Джоаккино Россини, — который поздравил участников события и выразил надежду на их приезд и показ спектакля в Италии (в Пезаро уже более 35 лет ежегодно проводится элитарный Международный Россиниевский оперный фестиваль. — О.Г.).
«Пробный камень» — неизвестное для украинцев произведение итальянского маэстро. Написано свыше 200 лет тому назад для знаменитого «Ла Скала». Эта опера стала в творчестве Россини первой большой оперой-буфф (хотя в целом — уже седьмой по счету!) и произведением, от которого взяла начало его невероятная популярность. Композитору на то время было всего 20 лет! Поэтому молодецкий запал, свежесть и непосредственность чувств, тема пылкой юношеской любви, воплощенные в музыке, — вполне понятны.
Учитывая это, абсолютно правильной была и ставка авторов проекта — на молодежь. Его реализовали студенты, ассистенты-стажеры, аспиранты и недавние выпускники Музыкальной академии. Как очень уместно сказал дирижер-постановщик Сергей Голубничий, «...мы не являемся театром, это все-таки учебное заведение. Поэтому важно, чтобы студентам было чему научиться и показать себя». А музыка Россини всегда является в прямом смысле «пробным камнем» даже для маститых исполнителей. Не исключение и опера Россини. Ее фееричность, безумный темпоритм, сверхсложные, насыщенные невероятными фиоритурами широкого диапазона вокальные партии требуют от исполнителей высокого мастерства, действительно искусного владения голосом. Поэтому такое произведение не часто встретишь в репертуаре даже ведущих оперных театров мира.
Студенты вокального факультета НМАУ во главе с молодым режиссером Богданой Латчук (ассистент-стажер Академии) взялись за дело с большим энтузиазмом. «Они активно работали, их даже нужно было останавливать, а последний месяц студенты вообще почти не покидали сцену», — вспоминает другой постановщик — Андрей Савчук.
И результат получился вполне позитивным. Начинающим артистам удалось создать атмосферу игрового комичного действа, достаточно ярко воплощая при этом вокально-сценические образы.
— Хочу отметить работу исполнителей. Им, преимущественно не имеющим вообще никакого сценического опыта, пришлось не просто петь ошеломляющие оперные арии великого Россини, но и решать сложные актерские задания, работать в команде, научиться чувствовать и поддерживать партнера. И они с этим справились, невзирая на все трудности, потому что имели большое желание достичь поставленной цели, — подчеркнула Латчук.
Среди солистов особенно запомнились слушателям Тарас Бережанский (Граф Аздрубале, бас — с недавних пор солист Национальной оперы Украины), Дарья Литовченко (Фульвия, сопрано — ассистент-стажер НМАУ), Сергей Андрощук (Джокондо, тенор — солист оперной студии), Татьяна Чайка (Баронесса, сопрано — ассистент-стажер НМАУ), Дмитрий Воронов (Пакувио, бас-баритон — солист оперной студии). Импонировали публике, которая очень хорошо воспринимала спектакль и всех его участников, Роксолана Колесник (Клариче, меццо-сопрано — студентка IV курса), а также студенты І курса Николай Кушниренко (Макробио, бас-баритон) и Евгений Дондук (Фабрицио, бас).
Хочется обратить внимание на хор (хормейстер Дмитрий Кравченко). Он в этой опере — сугубо мужской, что нетрадиционно, и по воле режиссера не является статичным, как бывает обычно в оперных постановках, а активно участвует в событиях.
Сценическое пространство (художник Ирина Михальская) решено оригинально. Его идея — аквариум, хотя мне лично не очень понятно, как это связано с сюжетом. Но полностью оправданным ходом является перенесение действия с начала ХІХ ст. в современность, ведь тема любви и дружбы актуальна всегда. Однако сугубо визуальное воплощение этой идеи, в частности в костюмах, показалось несколько странным.
Конечно, как высказался один из создателей спектакля Сергей Голубничий, «есть еще куда расти», но, несомненно, на культурной карте не только Киева состоялось весомое событие. Родился свежий, современный спектакль, который представил малоизвестное произведение Джоаккино Россини как результат экспериментального творчества оперной молодежи, что само по себе уже является незаурядным фактом. Поэтому можно с уверенностью сказать, что все участники проекта успешно прошли испытание этим «Пробным камнем»...
Выпуск газеты №:
№26, (2017)Section
Культура