Перейти к основному содержанию

О любви и всепрощении, которые сильнее ненависти и смерти

В Черкасском областном академическом театре имени Т. Шевченко премьера — «Завтрак с врагом»
03 июля, 12:00
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЛИТЧАСТЬЮ ТЕАТРА

Новый черкасский спектакль «Завтрак с врагом» (по пьесе «Пикник» Фернандо Аррабаля) на малой сцене театра поставил один из заметных режиссеров генерации до 35-ти Антон Романов. До недавнего времени он жил и работал в Симферополе, руководил театром «Мы», сочинял лирическо-философские сценические опусы. Пару лет назад, на Первом фестивале молодой украинской режиссуры имени Леся Курбаса, Антона заприметил киевлянин Андрей Билоус и, став худруком Молодого театра, сразу же пригласил поработать — в результате получился весьма тонкий спектакль «Глаза голубой собаки» (сейчас в репертуаре он идет под названием «Невероятная история любви») по пьесе Киры Малининой, отсылающей к рассказу Габриэля Гарсия Маркеса.

Следует отметить, что «Пикник» до сих пор не сходит со сцен театров разных стран, безошибочно маркируя места, где назрела необходимость поговорить о толерантности и миролюбии. В форме притчи с врезками трагикомического абсурда Аррабаль изложил собственный военный опыт гражданской войны в Испании, которую наблюдал еще ребенком. Этот детский ракурс на конфликт отчетливо проступает в тексте — чуть ли не поминутно автор рождает изумительные, на первый взгляд, наивные вопросы: «Зачем нужна война? Почему другой враг? Он что, уже родился врагом? Почему надо продолжать схватку, если никто не хочет умирать»?

Режиссер сохранил «детскую» интонацию пьесы и развернул сюжет в сторону забавной игры, где как бы все понарошку и как бы все взаправду, — все зависит от того, во что вы верите. В центре истории придуманный постановщиком персонаж: смешливая девушка в белом с двумя торчащими косичками. В начале спектакля она из холщовой сумки через плечо достает пару фигурок — самодельных кукол — и начинает забавляться ими, дергая за ниточки. Вслед за этим появляются герои. Они послушны ее движениям и придумкам, хотя и не замечают присутствия загадочной манипуляторши. В какой-то момент, продолжая лучезарно улыбаться, эта фемина достанет из той же торбы емкость с мыльной жидкостью и начнет усердно пускать пузыри. Бесплотные шары, на миг задержавшись в воздухе, падают на пол под звук авиабомбардировки — герои в панике прячутся... Собственно, не остается никаких сомнений, что это сама смерть играет с человеком в какую-то странную и весьма опасную игру, по правилам, известным только ей.

Поэтому вдвойне нелепой выглядит вся история о солдате, к которому на передовую приезжают родители, чтобы отметить день рождения сына. Но не успеют чадолюбивые папа с мамой налюбоваться отпрыском и разложить привезенные угощения, как в их компанию случайно попадает человек с другой стороны линии фронта. Семья дружно принимает решение взять его в плен. Тот, оказывается, не против. Романов всячески подчеркивает идиотизм ситуации, ведь ни один и ни второй вояка не знают, как правильно держать оружие. Веревка, которой надо связать пленного, путается. Герои, одетые в шорты цвета хаки, пугаются любого резкого движения, готовы тот час же вскинуть руки вверх и просить о пощаде... Словом, все на сцене всеми силами противятся бессмысленному кровопролитию, придуманному и спровоцированному явно какой-то третьей силой.  

Кстати, сегодня сложно представить, что «Пикник» Антон Романов успел поставить еще в Симферополе (спектакль шел до последнего дня с аншлагами)! В крымском варианте оба солдата говорили на русском языке, как, собственно, говорят в Крыму как сторонники, так и противники Украины. В Черкассах спектакль играют на украинском языке, а пленный — по-русски, правда, считывается в этом уже иная ситуация — та трагедия, которая разворачивается сейчас на востоке нашей страны. Режиссер находит точный прием, чтобы показать — даже язык — не преграда для взаимопонимания, ведь перед боем оба солдата молятся одинаково  «Отче наш...»

В финале, во время очередного авианалета, все герои гибнут. Девушка в белом воскрешает их, даря каждому бумажный цветок-оригами. Персонажи, перед тем как уйти со сцены в свет небытия, кладут эти цветы на лежащую практически у ног зрителей шину, этакий парафраз вечного огня...

Разумеется, после этого актеры на поклон не вышли. Режиссер, нарушив театральный ритуал, сберег нужное настроение и не спугнул эмоции в зале. Продолжала звучать музыка... Некоторое время зрители, украдкой поглядывая на тех, кто не удержался и заплакал, вертели в руках бумажные цветочки, обнаруженные на стульях еще до начала спектакля. Потом начали подходить и, опустив головы, класть самодельные цветы на ту же шину...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать