Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О преодолении внутренней «совдепии»...

Неюбилейные беседы с Александром Крыжановским вокруг веселой премьеры Нового драматического театра на Печерске
09 июля, 10:16
ЕКАТЕРИНА КИСТЕНЬ (МАРИ) И ВЛАДИСЛАВ МАМЧУР (БЛЭЗ)В СПЕКТАКЛЕ «БЛЭЗ» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕАТРОМ

Недавно свое 15-летие отметил Новый драматический театр на Печерске — едва ли не единственный коллектив из созданных уже после «студийного бума» рубежа 1980—1990-х, который не только выжил, но и получил достаточно большой авторитет. Одних только «Киевских Пекторалей» — и за камерные спектакли, и за актерские работы, и за хореографию — он за это время «насобирал» больше, чем многие значительно более почтенные конкуренты!

Юбилейный сезон театр завершил, как и положено, премьерой. Причем незаурядно удивил: на афише, изобилующей именами Платона, Достоевского, Пелевина, Шиммельпфеннига, Шмитта, Чехова, Кортасара, Борхеса, вдруг появилась французская бульварная комедия, причем «сыгранная» большинством отечественных театров еще лет 25 назад, — «Блэз» Клода Манье.

«СТЕНЫ ЗАТЯНУЛИ ЧЕРНЫМ ПОЛИЭТИЛЕНОМ, ПОСТАВИЛИ ТРИ ФОНАРЯ И ИГРАЛИ»

Перед беседой о премьере — немного истории. В 2000-ом базой для нового театра стал выпуск знаменитого русского актерского курса Университета им. И.К. Карпенко-Карого. Профессор Николай Рушковский тогда осуществил прорыв относительно «экспансии» студенческих работ на профессиональный кон: на разных театральных площадках Киева тогда шли четыре дипломных спектакля курса, поэтому сам Бог велел сохранить и преумножить такой творческий потенциал.

— Театр создавался странно, и Николай Николаевич, безусловно, является крестным отцом всей этой истории, — вспоминает сегодня неизменный руководитель театра, а тогда педагог курса Александр КРЫЖАНОВСКИЙ. — После обсуждения на кафедре моего спектакля «Остров нашей любви и надежды» (он, кстати, до сих пор в нашем репертуаре), а именно после некоторых высказываний коллег-педагогов, я стукнул дверями и сказал, что ноги моей больше там не будет. Но недели через две мне звонит Рушковский и спрашивает: «Не сделать ли нам театр»? И мы вдвоем пошли к Анатолию Коваленко (тогда — глава Печерского района. — А.Л.), и по его доброй воле нам предложили несколько помещений. Я выбрал подвал на ул. Шелковичной, и начались долгие скитания в поисках денег на ремонт. В начале мы стены затянули черным полиэтиленом, поставили три фонаря и играли время от времени. Но все равно был уже театр как официальная единица, и люди очень хорошие, которые на курсе собрались, и спектакли. А регулярно начали работать уже после ремонта, в сезон 2003-2004 гг.

С собственноручно оборудованным уютным подвальчиком впоследствии пришлось попрощаться из-за приватизации здания на ул. Шелковичной. Но, к счастью, «бомжевать» театру не пришлось — он переехал на тот же Печерск, на первый этаж жилого дома по ул. Немировича-Данченко.

Сегодня из «первого призыва» здесь работают Олеся Власова, Анна Лебедева, Елена Лазович, Игорь Рубашкин, Владислав Мамчур, Игорь Назаров и Юрий Якуша. Несколько позже к ним присоединились Екатерина Кистень, Лилия Нагорная, Руслан Сокольник, Денис Мартынов. Сегодня все эти имена «на слуху» благодаря многим театральным, телевизионным и кинопроектам.

Из «старших» с театром дружат и постоянно сотрудничают актеры Владимир Кузнецов (из Театра на Подоле) и Валерий Чигляев, сценограф и кинорежиссер Сергей Маслобойщиков.

Продолжает театр пополняться и выпускниками «мастерской Рушковского», которые к тому же по традиции презентуют на его кону свои студенческие работы.

«КАК НАУЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА ИГРАТЬ НЕ ИМИТАЦИОННО, А ПО-НАСТОЯЩЕМУ»

На вопрос относительно творческого кредо театра Александр Крыжановский отвечает: «Предметом в театре всегда была и остается актерская игра. Мне эта профессия не чужда (Крыжановский — выпускник той же мастерской Рушковского, учился также у Анатолия Васильева в Москве, много лет играл в Театре на Подоле, сейчас снимается в кино. — А.Л.). Мне кажется, я смог заинтересовать людей, и все это время мы по большей части занимаемся именно этим. К сожалению, в нашей стране и в нашем городе в центре внимания — талант: мол, талантливый — играет хорошо, бездарный — плохо. И все. А сама культура игры при этом достаточно примитивна. Между тем, для того, чтобы научить человека играть не имитационно, а по-настоящему, необходимо много времени, вкус, желание, понимание... Но результат виден сразу — и это начинают использовать. Наши актеры сегодня весьма востребованы, но я буду терпеть их занятость и в кино, и везде, пока будут силы, чтобы наш театр оставался именно таким местом, куда люди приходят играть, разбираться в каких-то мелочах, нюансах, пробовать чего-то нового».

Действительно, в своем профессиональном существовании театр сохраняет студийно-учебный вектор. Так, в спектакле «Арлекин — слуга двух господ» К. Гольдони — римейке знаменитого представления Дж. Стрелера (режиссер Себастьяно Сальвато) — актеры «примеряли» на себя жесткие каноны комедии «дель арте». В «Законе танго» по Х. Кортасару, Х. Л. Борхесу, П. Неруде и в «8 шагах танго» (режиссер обоих спектаклей — Елена Лазович) — вплетали в движения танго повороты человеческих судеб и взаимоотношений (или же наоборот). В «Пяти рассказах Пелевина» (режиссер Юрий Одинокий) и «Счастье» по А. Платонову (режиссер Андрей Билоус) овладевали своеобразным уникальным микрокосмом каждого из писателей, чьи произведения практически не появляются на отечественной сцене. В двух спектаклях по рассказам А. Чехова («У каждого свои странности», режиссер А. Крыжановский) и «Святой ночью», режиссер Е. Лазович) — этюдным методом проторяли тропинки к «великому» Чехову. Современная немецкая драма Push Up («Под давлением») Р. Шиммельпфеннига и «Корабль не придет» Н.-М. Штокманна, режиссер А. Крыжановский) стала поводом для «очеловечивания» жестких, схематизированных сюжетных коллизий.

К тому же в театре проходят мастер-классы, лаборатории и всячески приветствуются самостоятельные работы актеров. Несколько постановок уже осуществила актриса Елена Лазович, дуэтный спектакль «Страсти по Идиоту» по Достоевскому подготовили Ольга Ларина и Анна Сергеева, так же вдвоем работают с текстами Платона, Пушкина и братьев Стругацких в спектакле «ПреКРАСНОЕ» Денис Мартынов и Виктор Марвин.

«БЛЭЗ» КАК ПОПЫТКА ПРИКОСНОВЕНИЯ К НЕОСВОЕННОМУ ЖАНРУ

Свеженький «Блэз» Клода Манье, хотя и выглядит инородным в репертуаре театра, в сущности, полностью вписывается в этот контекст — как очередная попытка прикосновения к новому, неосвоенному жанру. В этом случае — комедии положений с облегченным содержанием, сомнительной правдоподобностью и целым набором ошеломляющих сюжетных поворотов.

В спектакле печерцев царствуют Влад Мамчур и Екатерина Кистень, известные своей склонностью к сценической импровизации: тонкими, филигранными «штрихами» обычно работает он, крупным «мазком» — она. Таким образом нам предлагают разные грани игрового театра, и в этой тотальной игре, которая в конце превращается в сплошной карнавал, исполнителей главных ролей достойно поддерживают Маргарита Бурковская, Мария Хомутова, Анна Лебедева, Ксения Дезера, Игорь Назаров, Игорь Рубашкин.

В целом «Блэз», написанный в 1959 году, — пример классической французской бульварной комедии. Поэтому спектакль становится своеобразным реверансом сквозь десятилетие французской моде (художник по костюмам — Лилия Луценко), французским именам и названиям, старому доброму французскому франку, который уже давно заменил обезличенный «евро».

Чрезмерно углубляться в этот материал, пытаться играть все это всерьез — нет смысла, поэтому в финале все естественно доходит до полного абсурда, и герои отталкиваются от земли и летят подальше от проблем и тревог на собственноручно надутом воздушном шаре...

Сами по себе коллизии пьесы не слишком уж интересны — только актеры, их выдумки, их азарт способны оживить их, что в итоге и происходит.

Александр Крыжановский объясняет выбор этой пьесы так: «Мы всегда стремимся, чтобы каждая новая вещь была чем-то иным относительно предыдущих. Раньше мы играли комедию «дель арте», интеллектуальную комедию, а это — традиционная комедия положений, она другая. В ней есть тема, интересная мне, связанная с современным искусством (главный герой — художник-неудачник, который ради заработка пытается «наступить на горло собственной песне». — А.Л.). И, как в каждой комедии, она рассматривается в ироническом аспекте. К тому же и технология, техника игры в такой комедии имеют свою специфику. Я не могу сказать, что мы овладели ею полностью, но дорогу преодолеет тот, кто идет по ней».

НЕ ТЕСНО ЛИ ТЕАТРУ В ЕГО КАМЕРНОМ ФОРМАТЕ?

...Конечно, 15 лет — это не такой уже и почтенный возраст, но его достаточно, чтобы получить опыт, почувствовать собственную силу и стремиться применить ее наиболее эффективно. Не тесно ли театру в его камерном формате, практически в комнате — последний вопрос к его руководителю.

«Безусловно, важно иметь свой нормальный зал, — говорит Крыжановский. — Это проблема не только нашего театра, и, мне кажется, наш театр уже профессионально к этому готов, надо было бы этим воспользоваться. Мы, конечно, благодарны и за то, что имеем, но я могу назвать в нашем городе достаточно много больших помещений, которые или пустуют, или их наполнение имитируется. В частности это бывшая база Януковича — кинотеатр «Звездный», который он когда-то отобрал у города и который неизвестно кому теперь подчиняется. Я не говорю: отдайте его нам полностью. Мы могли бы, предположим, играть там 10 вечеров в месяц, а остальное время можно было бы отвести под фестивали, международные проекты, гастроли. Сделать такой центр, куда бы приезжали театры и из заграницы, и из других городов Украины. Причем это не связано с какими-то космическими расходами. Подобная идея воплощена во многих странах, она там успешно работает и могла бы работать и здесь, приносить какие-то деньги, выполнять просветительскую функцию.

В целом одна из самых больших проблем Украины в том, что информация о современных мировых и европейских тенденциях доходит до нас лет через пять-шесть, часто — через третьи руки. Так сложились обстоятельства, что в последнее время я многое увидел за рубежом — в Швеции, Британии, Германии, Польше. И я убежден, что наша «местечковость» — это следствие нехватки информации и коммуникации. У нас масса талантливых людей, это общеизвестно. Но все сидят в своих «хатах» и годами делают одно и то же.

Кстати, именно связями, информированием, а не пропагандой должно прежде всего заниматься Министерство культуры. Это должно быть министерство развития, а не министерство агитации — тогда бы оно делало нужные вещи. Но для этого опять-таки необходимы образование, вкус, понимание, определенный уровень мышления...

Мы все время говорим о преодолении «совка». Но главное — не какие-то внешние знаки, а «совдепия» внутренняя: мол, нам ничего не надо, мы и так лучшие. «Железный занавес» внутри самого человека — вот в чем самая большая проблема. Она существует до сих пор и становится хуже, махровее, провинциальнее. И самовоспроизводится. Вот, например, как бороться с бюрократией? Очень просто. Я ежедневно подписываю 10-15 каких-то глупых бумажек. Сделайте один-два отчета, переведите это в электронный формат — и все! Однако это не делается, потому что на таких «бумажках» сидят сотни конкретных людей. И с чем тогда мы боремся?! Бороться просто, если действительно бороться. А если имитировать борьбу — все будет продолжаться и дальше.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать