О «производстве» скандалов
Евровидение, искаженная система координат и «уши» России
В субботу состоялся финал национального отбора на Евровидение. Среди шести претендентов победу в конкурсе получила исполнительница MARUV (27-летняя Анна Корсун) с песней Siren Song. Жюри дало ей 5 очков, а 6 баллов певица получила от зрителей. Прямую трансляцию демонстрировали на телеканалах Общественного вещания: UA: ПЕРВЫЙ, UA: КУЛЬТУРА, UA: КРЫМ и телеканалы региональных филиалов и СТБ.
После объявления результатов в соцсетях взорвались жаркие дискуссии. Темой для обсуждения стали активные гастроли MARUV в России, а на апрель запланированы ее первые сольные концерты в Санкт-Петербурге и Москве.
Кстати, немало разговоров возникло и о том, почему почти в последний момент отказалась от участия в национальном отборе «Евровиденья-2019» TAYANNA, а принять участие в песенном шоу MARUV предложил главный продюсер Нацотбора Руслан Квинта.
По словам певицы, ради участия в «Евровиденье-2019» она готова отказаться от запланированных гастролей в РФ. «Я готова отказаться от выступлений в России. В прямом эфире ответила на все вопросы, которые интересовали жюри. Я не посещала Крым с 2014 года. Не нарушала ни один закон Украины. А также готова взять на себя все расходы по участию в Международном конкурсе», — говорится на странице певицы в Facebook. Кроме того, она сообщила, что договор НТКУ (ныне НСТУ),запрещает ей любую импровизацию на сцене (нарушение приведет к штрафу в около 2 млн гривен) и несогласованное общение с журналистами, а также обязывает исполнять любые требования и указания НСТУ.
«Взамен от НТКУ я ничего не получаю: ни копейки финансовой поддержки, ни помощи в организации поездки, ни, тем более, международной промо поддержки. Даже визой я должна заниматься сама».
Среди обязанностей в договоре указано «давать подсказки касательно правил проведения конкурса» и «с разрешения НТКУ взять 10 человек за свой счет».
«Я чувствую давление! И вижу явные попытки заставить меня отказаться представлять свою страну на международном конкурсе «Евровидение-2019».
Напомним, политический окрас конкурс обрел не после победы MARUV, а еще накануне голосования. Другие участники отбора — дуэт «Анна-Мария» — появился в эфире телеканала ATR. В интервью ведущему Роману Скрыпину сестры-певицы долго не могли определиться — чей же Крым. Хотя эти девушки в России не выступают, их родители — статусные юристы в Крыму, которые после аннексии полуострова продолжили практиковать. Мать сестер в настоящее время имеет должность в самопровозглашенном «Совете министров Крыма». Отец — несколько лет работал в «Верховном суде» оккупантов. За свою позицию «Анне-Марии» пришлось оправдываться на сцене...
Кстати, есть вопросы и к остальным финалистам нацотбора. Коллективы Freedom Jazz раньше тоже гастролировал в России. А группа KAZKA в конце 2018-го неожиданно попала в скандал с анонсом российского шоу «Песня года» в Германии. Организаторы обещали их выступление, впрочем, сам коллектив назвал это фейком. В декабре 2018-го «Казка» была награждена «Золотой Сиреной» на премии «Высшая лига» в Москве. Да и вообще к российским наградам артисты относятся нормально.
По информации «Главреда», сейчас одним из крупнейших украинских медиахолдингов StarLightMedia В. Пинчука заправляют россияне, и потому нечего удивляться, что СТБ освещает Евровидение в своем «ключе».
В соцсетях немало комментариев и о том, что пока идет война на востоке и оккупирована часть территории Украины, нам, возможно, стоит отказаться от участия в Евровидении.
«Евровидение — это международный конкурс, который проводится Европейским вещательным союзом (EBU), и организаторы его позиционируют как аполитичное песенное состязание, — объяснил «Дню» Игорь РОЗКЛАДАЙ, медиа-юрист. — Если формально посмотреть на состав участников национального отбора (к которым сейчас имеется много вопросов), то ничего они не нарушили. Для Украины важно, как выйти из пикантной ситуации, которая сложилась. Потому что, с одной стороны, нужно не нарушить правила EBU, а с другой — не дать возможности представлять нашу страну певцам, которые не могут сказать, что есть агрессия России против Украины. В этом главная задача юристов, которые отвечают за сопровождение Евровидения. Четко выписать все пункты и конкретные требования к украинскому конкурсанту. А вторая проблема заключается в том, что Общественное вещание на протяжении длительного времени имеет хроническое недофинансирование, а потому вынуждено сотрудничать с частными каналами и, соответственно, контроль у «UA:Першого» становится довольно номинальным... Плюс довольно странная история, которую СМИ должны разобрать, почему певица TAYANNA в последний день отказалась от конкурса и это дало зеленый свет исполнительнице MARUV войти в список участников отбора. Как по мне, эта ситуация выглядит довольно странно, и собственно потому эта пани и попала в шоу в последний момент. А поэтому времени проверить певицу и проанализировать ее номер не было.
Соглашения с участниками всегда подписываются. Полного содержания договора, к сожалению, я не знаю, но тот, кто отправляет конкурсанта на Евровидение, должен заключить соглашение и выставить определенные условия сторон. То, что MARUV рассказывает о визе, — смешно, потому что Украина не имеет визового режима с Израилем (страной, в которой в мае состоится международное песенное состязание). Это манипуляции! А по поводу авторских прав, то если Общественный вещатель показывает клеймо, то имеет право на это, а не просто показать любое видеопроизведение. Потому что это нарушение актерских прав несет серьезные последствия. EBU имеет жесткие требования к песне и конкурсанту, потому что это не только телетрансляция шоу, но и сувенирная продукция, интервью и пр. Есть целый комплекс прав для разного контента, и это связано с общими правилами EBU, который также должен быть защищен.
Что касается лейбла песни Siren Song, то сейчас разбираются юристы. Одна из больших проблем украинской шоу-индустрии заключается в том, что региональные офисы ведущих мировых компаний шоу-бизнеса находятся в... России, в частности, в Москве. К сожалению, это не изменилось в последние годы, и многие компании до сих пор работают по этой схеме. А потому для крупных международных компаний война в Украине и оккупация Крыма не являются принципиальными и важными, и они считают нормальным работать по старым своим схемам. Поэтому не удивлюсь, что россияне давали средства на песню MARUV. Что касается заявления певицы, что она может поехать на Евровидение за свои средства и НСТУ ей не нужно в этом вопросе. Тогда откуда у артистки деньги? MARUV может поехать за собственный счет, но соглашение с Общественным вещанием она все же должна подписать, потому что менеджмент конкурса с украинской стороны осуществляет Национальная общественная телерадиокомпания Украины, а общую координацию этого международного песенного состязания осуществляет Европейский Языковой Союз».
Пятый год в нашей стране идет война, аннексирован Крым, а потому каждую международную «трибуну» следует использовать, чтобы напомнить о российской агрессии, и «песенная дипломатия», то есть участие в Евровидении, могла бы помочь... Но, с другой стороны, если у государства нет средств, может, следует сделать паузу? Не превращать национальный отбор в треш. И это не тот случай, когда эпатаж и скандал поднимают рейтинги телешоу и национального вещателя. Много вопросов к организаторам, их подходу к этому состязанию. Почему «российские уши» вылазят, как телеантенны? Зачем «UA: ПЕРВЫЙ» привлекает к сотрудничеству коммерческий канал СТБ? Как формировался список участников? И принесет ли эпатажная MARUV победу Украине на песенном состязании? И вообще поедет эта певица на конкурс? Потому что руководство Национальной общественной телерадиокомпании еще не приняло окончательного решения (на время когда верстался номер «Дня»).
ГОЛОС З FACEBOOK
«Этот текст не является официальным стейтментом Общественного вещателя, но является выражением обеспокоенности относительно ситуации, сложившейся вокруг Национального отбора на конкурс Евровидение, написал на своей странице в Facebook Зураб АЛАСАНИЯ. — Почти все участники, которые прошли круги отбора и добрались до финала, в своей жизненной или карьерной деятельности так или иначе связаны с РФ. Гастролями, паспортами или родственниками, культурными или творческими связями.
Это свидетельствует не о том, что их отбирали сознательно по этому критерию, как поговаривают самые горячие головы из числа общественных активистов.
Это свидетельствует о намного худшей и более опасной вещи. А именно: в то время, когда украинское общество ищет и вырабатывает новые правила безопасности в состоянии войны, которую РФ ведет с Украиной, украинская сфера культуры в целом и музыки в частности (особенно — шоу-бизнес) — все еще интегрирована в российщину больше, чем мы с вами представляем... И, конечно, больше, чем нам хотелось бы.
...И проблема не разрешится самым простым путем закрытия или отмены Нацотбора на Евровидение (это было бы примерно так же эффективно, как разбить зеркальце, которое показывает ненавистное нам отображение).
Поиск решения этой огромной проблемы лежит за пределами и компетенциями конкурса как такового. Должны ли это быть государственные регуляторные действия? Или межпрофессиональное обсуждение и совместный поиск стратегического решения? Или общенациональный форум? Общественное вещание задает вопрос, а не дает простые ответы»...
Выпуск газеты №:
№35, (2019)Section
Культура