О стимуле идти вперед
1 февраля известному композитору и исполнителю Павлу Дворскому исполняется 65![](/sites/default/files/main/articles/01022018/7dvorskiy.jpg)
В украинской эстраде не одно десятилетие привлекает зрителя Павел Ананиевич своим талантом. Дворский является рыцарем не только в песне, но и в жизни. Стройный, худощавый, приветливый. Михаил Ивасюк, отец Владимира Ивасюка, в предисловии к сборнику песен Павла «Будуймо храм» назвал Дворского певцом новой эпохи. Его произведения преисполнены искренней задушевности. В «Смерековій хоті», «Горнусь до тебе, Україно», «Товариство моє», «Солов’їна пісня», «Рідна мова» Павел Дворский заявляет о себе как гражданин и патриот.
У каждого артиста есть такая песня, которая становится его своеобразной визитной карточкой. У Павла Дворского таких немало — «Стожари» (стихи Владимира Кудрявцева), «Смерекова хата» (стихи Николая Бакая), «Мама Марія» (стихи Михаила Ткача), «Місячне сяйво очей твоїх» (Ростислав Братунь), «Задивлюсь в твої ласкаві очі» (Назарий Яремчук). В течение почти двух десятилетий бок о бок с Назарием Яремчуком они несли в мир украинскую песню в ансамбле «Смерічка»...
— Время летит неумолимо. Твои «Стожари», написанные 40 лет назад, задолго до рождения твоих детей, теперь звучат и голосами сыновей Дворского.
— Это радует и вдохновляет, ведь к такому стремится каждый творческий человек. Знал, что песню полюбят, что у нее будет долгое и счастливое будущее. Что же касается сыновей, то об этом даже в розовых снах не мечталось. Тогда был не женат. А уже через год в составе черновицкой «Смерічки», которую во второй раз возглавил Левко Дутковский, мы впервые встретились со Светланой. Супругами стали в 1981-м. Наш первенец Павел увидел мир через четыре года, а еще через пять родился наш второй сын Вячеслав... В ноябре прошлого года я стал дедушкой. Теперь «Стожарам», и не только им, подпевает и наша Олечка. Думаю, что будет еще внук, а затем — внучка, еще одна и еще один внук... Хочется этого неописуемого счастья иметь много.
— Ты композитор и певец в одном лице. Что дороже — то, что написано, или то, что спел?
— Одно от другого неотделимо. Радует, что мои песни поются — от Василия Зинкевича и Лилии Сандулесы до нынешней талантливой молодежи. Папа мой был народным музыкантом, часто брал на выступления и меня с собой. Сначала я играл на гармошке, а затем отец купил мне баян. Первые песни начал писать еще в седьмом классе, но тогда стеснялся их кому-то показывать. Более серьезному отношению к этому ремеслу научили во время учебы в Черновицком музучилище. Вот там еще в 1973 году меня с легкой руки Левка Дутковского заметил импресарио Пинхас Абрамович Фалик и начал предлагать работу в областной филармонии. Но я считал себя еще не настолько подготовленным, чтобы быть наравне с другими в известном и популярном коллективе. Поэтому хотел получить профессиональное образование.
Когда в 1976 году пришел в «Смерічку», писал для своих коллег — Назария Яремчука, Людмилы Артеменко, для коллектива.
Первая моя песня, которая прозвучала на радио, — «Весільний розмай» (стихи Бориса Касиева), а пел ее Назарчик, который сразу же похвалил меня и поддержал. Он радовался, что рядом с Володей Ивасюком, Игорем Билозиром, Виктором Морозовым я буду обогащать репертуар наших исполнителей родной песней. Назар искал для меня стихи, пробовал писать сам, знакомил с известными мастерами слова. Да и судьба сама подталкивала и сводила меня с теми, с кем нужно. К большому счастью, три общие песни родились у нас с Назарием Яремчуком — «Задивлюсь в твої ласкаві очі», «Останній лист» и «Плотогони».
— До написания твоего шлягера «Смерекова хата» что-то подтолкнуло поехать в Болгарию...
— Шел 1984 год. Я поехал на отдых в Болгарию. Все вокруг было прекрасно: море, солнце, вода, времени свободного вдоволь. Но мной в определенное время неожиданно овладела тоска по родительскому дому. Родилась музыка и первая строка припева: «Смерекова хата,\\Батьківський поріг.» По возвращении сразу позвонил Николаю Бакаю. Поэт, который в детстве насильственно был вывезен в Сибирь, понял меня чуть ли не с полуслова и через несколько дней принес красивые стихи будущей песни.
— Особенно яркая страница твоего творчества — работа с львовским поэтом Ростиславом Братунем.
— Все началось с переписки. Ростислав Андреевич время от времени посылал мне свои стихи. Первая наша совместная работа — «Срібні очі» (именно так назвал поэт свои стихи), или «Місячне сяйво очей твоїх» (по словам первой строки припева). Первым исполнителем ее был Василий Зинкевич с ансамблем «Світязь». Позже мы написали «Зустріч у дощах», красивая лирическая песня, которую всегда пою с огромным удовольствием. Ростислав Андреевич был в душе лириком, удавались ему удивительные философские стихи, однако любил он и патриотические. Потом родились «Відпливають білі кораблі» и «Передчуття осені». Что интересно, стихи «Відпривають білі кораблі» сначала не произвели на меня никакого впечатления. Время шло, и через три года текст зазвучал по-новому: «Це жіттєві, душевні кораблі». Родилась песня, которую блестяще исполнял Назарий Яремчук, напоминая человеку, что корабли — это караваны лет, и нужно беречь молодость, беречь жизнь. «Передчуття осені» — это уже определенный итог прожитого, взгляд в далекую юность:
— А как пропускали произведения в тогдашнем художественном совете?
— Сложно. У меня тогда не было композиторского образования, а песни — звучали! Не один раз проверяли разные комиссии. На концертах «Смерічка» позволяла себе исполнение тех произведений, которые худсовет не пропускал. А сколько проблем было с песней «Мама Марія»! Михаил Ткач написал замечательные стихи. Сначала исполнял ее сам в сопровождении акустической гитары. Песня понравилась. Однако ее не регистрировали в репертуарной комиссии именно за стихи, похожие на молитву, — в советские времена это было строго запрещено.
В 1980 году познакомились Николаем Бакаем. Господь подарил нам счастье вместе написать 23 песни. Из самых популярных — «Місячна дорога», которую пели и волынский ВИА «Світязь», и черновицкий «Черемош», и львовский «Медікус», Лилия Сандулеса...
— Сколько светлых воспоминаний. Что думаешь о цифре 65?
— Прежде всего это стимул идти вперед. У меня есть опора, сыновья, голоса, их молодость и мой жизненный опыт подталкивают к этому. Где бы мы ни выступали — на сельских площадках или во Дворце «Украина», или за рубежом — во Франции, Италии, Португалии, Испании, Канаде и США — зритель с нетерпением ждет «отца с сыновьями» и вместе подпевает каждую песню и стоя аплодирует. Ради этого стоит родиться, творить и жить!
Выпуск газеты №:
№17, (2018)Section
Культура