О «торжестве искусства»
Наконец Кабмин выделил 5,6 млн. грн. (из резервного фонда) на безотлагательный ремонт Национального художественного музея УкраиныСредства будут переданы музею на проведение противоаварийных работ и устранение угрозы дальнейшего разрушения портика: восстановят кессонированный потолок, также будут отреставрированы скульптурная группа на фронтоне и композиция Аполлон и аллегории Живописи и Скульптуры на крыше. Завершение работ и открытие для публики планируется в конце года.
Долгое время скульптура, венчающая портик музея, была затянута защитной мелкой металлической сеткой, чтобы удержать ее от дальнейшего разрушения. Наконец по окончании работ посетители смогут насладиться творческим замыслом тандема выдающегося архитектора Владислава Городецкого и непревзойденного мастер-скульптора Элио Саля и рассмотреть все детали.
Имя Городецкого всем хорошо знакомо, а вот об Элио Саля известно меньше. Выходец из Милана, Элио приехал в Российскую империю вместе с двумя братьями — Эуженио и Роберто, которые также относились к творческим профессиям. Два года мастер работал в Санкт-Петербурге и там же каким-то образом узнал о строительстве киевского Художественно-промышленного и научного музея. Элио Саля прислал эскизы скульптуры, которые строительная комиссия признала лучшими. Этот заказ стал судьбоносным и для города, и для семьи Саля, ведь они на время остались работать в Киеве и реализовали много интересных художественных проектов, а Элио уехал из Киева только в 1914 году. Саля продолжал сотрудничать с Городецким — оформлял костел, здание Национального банка и караимской кенассы, наиболее известные его скульптуры на Доме с химерами.
Большая аллегорическая группа на фронтоне музея под названием «Торжество искусства», но история этого произведения показывает, что от первоначальной задумки Элио Саля, которую он представил на рассмотрение специальной строительной комиссии в декабре в 1898 году, в процессе работы художник отступил довольно значительно. Планировалось изобразить нарядную колесницу, на которой должна была торжественно сидеть богиня искусства в окружении целого сонма амуров, которые трубили, прославляя ее. В то же время образ стал, с одной стороны, более лаконичным, а с другой, и более сложным для прочтения.
В центре гордо восседает женщина в пышных драпериях. Левой рукой она опирается на щит, а правой протягивает пальмовую ветвь коленопреклоненному воину, который взамен подает ей свой меч в ножнах. За его спиной — снятые и оставленные доспехи. По мнению известной исследовательницы Елены Мокроусовой, эта скульптурная группа является нехарактерным изображением богини любви в образе Венеры Победительницы, которая торжествует над Марсом.
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО МУЗЕЕМ
Справа от центральной фигуры — украшенная цветами дева, а в углам фронтона размещены еще две симметричные полулежащие женские фигуры. Можно предположить, что скульптор изобразил верных спутниц Венеры, богинь радости и красоты — харит (в Риме их называли грациями). Их обычно три, и традиционно их изображают в танце. Граций может быть сложно идентифицировать в искусстве, поскольку они не имеют особых атрибутов. Но если присмотреться, то можно определить в Деве с цветами Талию, именно ее имя с греческого значит как «цветущая». Харита Аглая является «воплощенным сиянием», а их сестра Евфросина ( «Добродумная») отвечает за хорошее настроение и веселье. В честь харит устраивались праздники, во время которых проходили соревнования певцов и поэтов. Женская фигура справа держит перо и свиток, что прямо отсылает к литературному творчеству, а в руке фигуры слева было что-то, прижатое к губам — музыкальный инструмент? К сожалению, часть скульптуры потеряна, а рассмотреть детали на старых фото сложно. Помимо прочего, в пользу этой версии говорит и то, что лучшие произведения искусства древние греки называли работой харитами. Так мог Элио Саля в авторской манере интерпретировать образы граций-харит? К сожалению, сам автор не оставил комментария. Конечно, женские образы могут быть и музами: покровительницу эпической поэзии Калиопу изображают с принадлежностями для письма, а покровитедльницу музыки и лирической поэзии Эвтерпу — с флейтой или свирилью. Возможно, реставрация скульптурной группы Торжества искусств откроет нам новые детали.
Под центральным «треугольником» Саля воспроизвел классический декоративный фриз дорического ордера, чередуя триглифы и метопы со сценами героической битвы греков с кентаврами или кентавромахии. Следует отметить, что именно этот мотив, выполненный великим скульптором Фидием, венчал южную сторону знаменитого Парфенона в Афинах (сейчас эти мраморы можно увидеть в Британском музее).
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
На гребне фронтона — крупный лист аккаунта. А выше, на крыше, Элио Саля разместил величественное скульптурное трио: бог Аполлон, покровитель искусств, а рядом — персонифицированные Живопись и Скульптура. По первоначальной задумке, представленной на конкурс, в центре группы планировалось разместить символ искусства — грандиозную женскую фигуру, которая должна увенчать лавровым венком аллегории искусств. Но Саля решил эту композицию в более классическом варианте и тем самым подчеркнул отношение к музею как к храму искусства.
К сожалению, выделенных Кабмином средств в этом году не хватит на реставрацию всего портика, только на верхнюю часть, которая начала разрушаться и осыпаться в начале августа. Левый и Правый львы музея, которые также обязаны своим существованием Элио Саля, тем не менее, не унывают, а продолжают самостоятельно собирать средства себе на реставрацию. Следить за их успехами можно на сайте 2lions.org.
Будем надеяться, что успехи музея за последние три года в восстановлении исторического здания продолжатся и правительство в дальнейшем будет выделять средства на реставрацию главного художественного музея страны.
Важной задачей ремонтно-реставрационных работ является восстановление аутентичного вида и, в том числе, авторского цветового решения Городецкого, которое было полностью закрыто в советский период. В 1967— 1972 гг. под руководством архитектора П. Петрушенко была осуществлена достройка музея, и тогда же его «перекрасили» в однотонный серый, а по сути забрызгали слоем цементной смеси. Быстро и дешево, но без всякого уважения к оригинальной задумке выдающегося архитектора. В современности экспертам пришлось брать многочисленные пробы слоев с разных частей здания, чтобы выявить первоначальный коричнево-терракотовый цвет цементно-песчаной декоративной смеси, а также авторскую тонировку лепнины и колонн. Поскольку все фотографии музея, сохранившиеся с 1899 года и до 1960-х, черно-белые, хотя бы приблизительно представить себе замысел Городецкого мы можем благодаря акварели художника Николая Бурачеко «Городской музей» 1913 года (на фото). Или же по окончании ремонтно-реставрационных работ.
Выпуск газеты №:
№188, (2020)Section
Культура