О творческих вызовах и оптимизме
Львовский театр им. Марии Заньковецкой идет в отпуск с двумя онлайн-премьерамиСпектакли «Сатисфакция» по «Венецианскому купцу» Уильяма Шекспира и «Жизнь P.S.» современного автора Валерии Бурлаковой с большой и малой сцен театра Заньковецкой будет транслировать информационный партнер театра, и это, наверное, первый такой эксперимент в театральной жизни Львова за много-много лет.
А еще в разговоре с генеральным директором заньковчан Андреем Мацяком — о свободной должности главного режиссера, постановках вне карантина, воспроизведении архивных спектаклей и не только.
Уже несколько раз слышу от Андрея Александровича, что он предпочел бы не говорить о творческих аспектах. Нет, говорит, не отказывается комментировать что-либо, что касается театра, но лучше бы о репертуаре, ходе репетиций и других творческих моментах рассказывал главный режиссер. «Мне кажется, что совмещение должностей гендиректора и художественного руководителя — это надуманная история... Хотя, конечно же, бывают гении, которые могут в одном лице объединить все эти вещи. Это невероятные люди, перед которыми я готов склонить голову... Но в целом, когда к тебе каждые пять минут приходят с вопросами хозяйственными (штукатурка обвалилась, потекла канализационная труба и т.д.), читать пьесы как-то не приходится ... Поэтому, раз повторяю, сочетание полномочий директора и художественного руководителя — это, по моему мнению, нечестно к работе, если ты ее уважаешь и если себя уважаешь. Я воспитан в 1970-х — на спектаклях таких выдающихся мастеров, как, например, Георгий Товстоногов, Сергей Данченко, Юозас Мильтинис, которые занимались искусством и только искусством. Если бы занимались еще и канализационными трубами, то ничего бы у них не получилось! Таково мое мнение», — говорит Андрей Мацяк.
— Как продвигается вопрос с подбором кандидатуры на должность главного режиссера?
— Мы приглашаем в Театр Заньковецкой коллег из других театров, с других городов. Но дело в том, что человек на должность даже просто режиссера-постановщика может прийти только тогда, когда примет его коллектив, когда мы увидим, как режиссер работает с материалом и актерами и так далее. Человек может быть блестящим сценографом или режиссером-постановщиком, а коллектив его не будет воспринимать категорически! Так не годится! Поэтому — только в работе сможем узнать человека, когда он будет работать у нас главным режиссером, а не умозрительно, по телевизору, онлайн, ZOOM и тому подобное. То есть человек должен поставить один, два, три хороших успешных спектакля, чтобы войти в коллектив. А иначе и быть не может!
— Когда у вас начинается отпуск?
— С десятых чисел июля.
— Вы анонсировали показ онлайн (действительно вживую) генеральных репетиций (или прогонов) двух спектаклей — это «Сатисфакция» по «Венецианскому купцу» и «Жизнь P.S.». С кем договаривались о видео-трансляции?
— Сразу могу сказать, что мы планируем и вживую показать эти спектакли, и записать также — для дальнейших воспроизведений в Ютюб. Помогать нам в этом, то есть снимать, будет ТРК «Первый западный». Таким образом мы завершим работу над этими двумя спектаклями. Также планируем несколько концертов нашего оркестра под руководством Богдана Мочурада, в том числе — с посвящением Лине Костенко, где наши старшие актеры будут читать ее стихи. А дальше — отпуск до конца июля. С августа продолжатся работы над спектаклем, который делает Орест Огородник («Калека с острова Инишмаан» Макдонаха), также над спектаклем «Вор» Стефаника (режиссер Вадим Сикорский). Если все хорошо будет идти, поставим «Трехгрошовую оперу» Брехта в Старом трамвайном депо — работать с нами будет Макс Голенко из «Дикого театра». А что дальше будет с того, что спланировали, — для меня это загадка. Посмотрим.
— Сейчас чуть ли не все театры жалуются на накопленные долги за коммуналку — из-за карантина, соответственно — отсутствие хозяйственной деятельности. У вас как с этим?
— Я не могу сказать, что у нас все хорошо, но долгов нет. Это наша успешная работа в условиях безумного кризиса и безумного форс-мажора.
— Медленно начинают ослаблять карантин. Медленно, но открываются кинотеатры. Зритель покупает билеты по принципу «шахматной доски». То же, говорят, будет касаться и театров...
— Я не воспринимаю эту ситуации. Считаю такую рассадку проблемой и для зрителя, и для тех людей, которые работают на сцене. Впервые такую картинку увидел то ли из Австрии, то ли из Германии. Не помню. У них это возможно. Согласен. Там другой образ мысли. А вот как украинцы это воспримут?.. Я не настроен на решение вопроса таким образом.
— Во время карантина многие театры транслировали в Ютюбе архивные постановки. Театр Заньковецкой — не исключение. Оправдала ли себя такая практика?
— Ни одна видео-трансляция не может заменить спектакль на сцене, потому что сегодня эта постановка — такая, а завтра — другая, потому что играют ее и разные составы актеров, и, наконец, играют живые люди с живыми эмоциями. А эти эмоции — неповторимы. И именно поэтому публика идет в зрительный зал. Поэтому, делая видео-повторы, прежде всего предоставляем публике возможность припомнить что-то из прошлых лет. Вот и все.
— С какими мыслями идет в отпуск руководитель такого большого и сложного культурно-художественного заведения, как Театр Марии Заньковецкой?
— Нам предстоит целый ряд конкурсов. И я надеюсь на то, что по их результатам к нам придут очень хорошие, очень творческие личности. Но есть, конечно, много проблем. Мы их обсуждаем. В театр пришло несколько новых людей, которые свежим глазом могут взглянуть на эти проблемы. Также киевские режиссеры, которые приезжают к нам на постановки, аккумулируют эти проблемы (и в дирекции, и в управлении, и в актерском составе...). Вот после отпуска и будем говорить на все эти темы — очень серьезно и профессионально. А вообще я не вижу никакой катастрофы. Все идет так, как требуют обстоятельства. Хочу очень поблагодарить налогоплательщиков и Министерство культуры, которые с огромным пониманием относятся к тому, как оно есть. Нам, заньковчанам, не на что жаловаться, потому что нам созданы все возможности для того, чтобы мы могли нормально работать.
Выпуск газеты №:
№125, (2020)Section
Культура