Перейти к основному содержанию

О вечных проблемах и ощущении времени...

Харьковский Дом актера открыл двери для независимых театров, молодежи и поисков современной драмы
04 февраля, 15:46
НА МАЛОЙ СЦЕНЕ ХАРЬКОВСКОГО ТЕАТРА ИМ. Т.ШЕВЧЕНКО СОСТОЯЛАСЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРЕМЬЕРА — «НОЧЬ ВОЛКОВ». ЭТО ОСОБАЯ ПРИТЧА О ВЛАСТИ И СТРАСТИ. ГЕРОИ ПЬЕСЫ — НАСТОЯЩИЕ ВОЛКИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ СТАТЬ ОХОТНИКАМИ, ЧТОБЫ НЕ БЫТЬ ЖЕРТВАМИ / ФОТО ИЗ АРХИВА ТЕАТРА

В последнее время Харьков ассоциируется с наиболее консервативной территорией, которая упорно опирается любым изменениям, и где центральная площадь  была заблаговременно «зарешечена», а объектами нападений стали даже церковь и книжный магазин. Но  искусство, и в частности театр живет особенной жизнью.

Именно в Харькове есть уникальный Дом актера,  открытый независимым театрам, молодежи, актуальности, поискам и современной драме. В частности среди последних постановок новых украинских пьес — «Станция Желания» Александра Витра в Открытом театре. Недавно «прорыв» в этом направлении осуществил и академический театр, обращаясь, как ни странно, к творчеству того же автора. На малой сцене Харьковского театра им. Т.Шевченко  состоялась экспериментальная премьера — «Ночь волков» в постановке Сергея Бережко, режиссера, заслуженного артиста и художественного руководителя выпускного актерского курса.

Пьеса о волках, которые так похожи на людей, воплотилась в действо о людях, которые так похожи на волков. Хищническая сущность и волчьи законы — вечные проблемы и ощущение времени. Сложный и динамический текст, лаконичное, изысканное визуальное решение (художник Алиса Тодоракина), символические условия игры, страстность и органичность молодых актеров (Екатерина Матвеенко, Евгений Моргун, Денис Какурин), классическая музыка в современной аранжировке (музыкальное решение Геннадия Фролова) создали знаковое сценическое действо.

Пьеса написана почти два года тому назад и стала лауреатом конкурса «Коронация слова-2012». Если раньше она казалась абстрактной и вневременной, то в наше бурное время обрела особое звучание. Не в отзвуке актуальных событий, а в исследовании изломов души, которые они провоцируют. Это особая притча о власти и страсти. Герои пьесы — настоящие волки, которые должны стать охотниками, чтобы не быть жертвами, — добывают в борьбе право властвовать над другими и теряют себя. Сквозь призму «волчьего взгляда» становятся более выразительными наши человеческие проблемы. С другой стороны — это своеобразное исследование волчьей сущности в человеке — жестокости и свободолюбия. Трое молодых волков — вожак стаи Анг, изгнанник Гро и первая красавица Эу  попадают в странную ловушку, спровоцированную старым волком Тао — немым кукольником-манипулятором этого действа в исполнении Сергея Бережко. Они проводят ночь невообразимых предательств, обманов и откровенностей, страсти и цинизма, преступлений и раскаяния. Кажется, основой хищнической сущности и психического разрушения становится предательство самых близких — друга, отца, любимого. Возможно, недаром пьеса впервые появилась на этой сцене, ведь трагедия предательства и расстрела основателя театра Леся Курбаса осталась черным клеймом. А его портрет с фото, арестованного на входе малой сцены, остается суровым напоминанием современникам. Среди героев нет «белых и пушистых», но в то же время каждый вызывает сочувствие. Пьеса имеет сложную структуру, где каждый поворот раскрывает новые грани героев, а неожиданный открытый финал провоцирует думать...

Сергей Бережко предлагает особое сценическое пространство — площадку первых ступенек к вершине,  обозначенной  металлической палкой  в центре. Она может ассоциироваться с пилоном, который провоцирует психологический стриптиз, а может быть это сердцевина недостроенной  детской пирамидки — пародии на пирамиду власти. И большие кубики детского конструктора, которые становятся баррикадами во взрослых играх. Вокруг висят подвижные металлические трубы, похожие на сталактиты — своеобразные решетки клетки, еще не закрепленной окончательно, но враждебной. Время от времени они звенят, как тревожные звоны храма свободы. Позади каркасы дверей — у каждого своя, каждый выстраивает из них свой путь и собственную ловушку. А за ними экран с теневым театром, который напоминает о страхах и грехах прошлого. Лаконичные цвета костюмов и декораций —  черный, белый и красный.  Кстати, костюмы классические, «вечерние», а «волчесть» лишь в гриме-масках на лицах. Стиль игры лишен украинской сентиментальности и напоминает немецкую школу — сдержанность в словах и экспрессия в действиях. Все лаконично и жестко — никаких полутонов, но и никакой однозначности — все характеры сотканы из этих трех цветов одновременно. Такое же пластичное решение — постоянное напряжение и тревога, сдержанная страстность, разнообразные забавы — от карт и пряток до ожесточенных драк.

В финале герои принимают неожиданное решение — образовать новую стаю, невзирая на то, что знают потайные грехи каждого.  Ловушка, готовая закрыться окончательно, выпускает их: молодые волки идут в разноцветный мир, оставляя черно-бело-кровавый старому Тао. Проблема конфликта поколений обретает особенный поворот. Так что же в действительности происходит: или старшие манипулируют молодежью, или ли теряют ее доверие? И стоит ли власть ярости и жестокости, предательства и боли, и в конечном итоге, потери себя? І что остается вместо этого — одиночество и опустошение ошибками, ненавистью и страхом? Замечу, что спектакль сразу обрел сторонников среди критиков и публики, особенно молодежи, был он и среди рекомендованных постановок на биеннале «Новые европейские пьесы» в Висбадене (Германия). И пьеса, и спектакль не дают ответов, но они провоцируют вопросы, заставляют задуматься, и это самое важное — рисковать заглядывать в глаза нашей волчьей сущности и думать, что будет дальше.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать