Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Об ответственности персонального выбора

Ориентировочно в одно и то же время пять европейских театров обратилось к пьесе Генрика Ибсена «Враги народа» (в 1882 г.). И поставили разные акценты
19 апреля, 10:54
ЮРИЙ ГРЕБЕЛЬНИК (БУРГОМИСТР ПЕТЕР СТОКМАНН) И АЛЕКСАНДР КОБЗАРЬ (ДОКТОР ТОМАС СТОКМАНН) В СПЕКТАКЛЕ «ВРАГ НАРОДА», НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМ. ЛЕСИ УКРАИНКИ / ФОТО ИРИНЫ СОМОВОЙ

Приблизительно в одно и то же время к пьесе норвежского классика Г.Ибсена «Враг народа» обратились Киевский национальный театр русской драмы им. Леси Украинки (режиссер Й.Вайткус), краковский «Старый театр» (режиссер Я.Клята), берлинский театр «Шанбюне» (режиссер Т.Остермайер), Санкт-Петербургский Малый драматический театр (режиссер Л.Додин), Московский театр им. Маяковского (режиссер Н.Кобелев и С.Денисова). А в 1900 году главный герой этой пьесы доктор Стокманн в исполнении К.Станиславского был постромантичным героем, призывавшим зрителей к восстанию лозунгом «Большинство никогда не бывает право»! Разные акценты придают заложенному в самом названии пьесы диалогу «врага» и «народа», разную остроту, философскую глубину, актуальную метафоричность. Доминантой остается ответственность персонального выбора. Часто повторяя «Театр анализирует, диагностирует, предрекает», каждый раз ищу доказательства таких его способностей. Избегая примеров из нашей театральной наработки скоординированному президентскими выборами в прямой и опосредствованной форме, с уверенностью говорю о знаковом внимании к пьесе «Враг народа», предшествовавшей волнениям, изложенным в манифесте, в поддержку единой Европы, подписаном интеллектуалы из 30 стран мира накануне выборов в Европейский парламент в мае этого года.

О СОБСТВЕННОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Простая история о курортном враче, обнаружившим, что минеральная вода, которая обеспечивает городку материальное благополучие за счет пациентов, на самом деле не лечит, а калечит, и решившим предать огласке эту проблему. Его родной брат бургомистр — к общественному измеренияю этого поступка доприбавляет семейные, персональные закрутки.

Киевское спектакль литовского режиссера Йонаса Вайткуса выглядит довольно классически и благодаря остроте фразы, красноречивости символов становится необъятным пространством для размышлений о собственной и коллективной идентичности. Собрания, референдумы, демонстрации и другие проявления мнения народа, как оказывается, легко организовать, патриотические лозунги и идеи несложно навязать.

В ГЛУБИНАХ... МУСОРОСВАЛКИ

Краковский спектакль режиссера Я.Кляты напоминает любимое выражение Г.Ибсена «tvertimot» — поверни наоборот. Главная тема спектакля — загрязнение. Все происходит на куче бытового мусора, который в финале мусорщики накрывают черной полиэтиленовой пленкой, звучит шум моря, а главные герои в костюмах для подводного плавания пытаются что-то отыскать в глубинах... мусоросвалки.

Постановщик называет уникальным качеством норвежского стиля автора сочетание дальнозоркости и близорукости, которые характеризуются астигматизмом. Поэтому враг народа мужественный и справедливый герой, наивный, подслеповатый, этакий уверенный в себе ребенок, восторженный и непрактичный, — словом, фигура гротескная.

Его финальный монолог постановщик решает в жанре стенд-апа на тему современной политической и особенно театральной жизни в Польше. Декларирует: экология природы и экология души становятся неотъемлемой частью экологии социальной жизни.

Режиссер Я.Клята не раз выступал с жесткой критикой министра культуры Польши, в итоге должен был покинуть «Старый театр» в результате впоєне предсказуемого проигрыша в конкурсе на должность его руководителя.

БУНТ ПРОТИВ ВСЕГО МИРА

Спектакль Томаса Остермайера в Берлинском театре «Шаубюне» в 2012 году был одной из главных сенсаций Авиньенского фестиваля и остается актуальными до сих пор. Режиссер, как всегда, ставит не саму пьесу, а ее интерпретацию, которую в случае с «Доктором Стокманном» создал драматург Ф.Борхмайер. Герой спектакля вечный студент, который вдруг поднялся на бунт против всего мира. Возмужал он в хорошо знакомых нам квартирниках, где с друзьями по вечерам ансамблем создавали и пели песни о злободневном.

Когда Стокманн созывает собрание горожан, в зале дают свет. В длинном монологе доктор вполне в русле современного общественного мнения говорит о насущной необходимости найти себя в бесконечном потоке симулякров, сохранить себя в информационном буйстве. По окончании монолога актеры спрашивают — кто за Стокманна?

Реакции народа разные. В Москве зрители выскочили на сцену, сначала активно среагировав на фразу «Во всем виноваты гнилые либералы!».

Спектакль играется в черном кабинете, стены которого расписаны мелом. Рисунки и надписи после выступления врага народа зарисовывают. Свободные выступления в современном обществе не нужны.

Более чем через сто лет после смерти Г.Ибсена его драмы живут в разных сценических традициях, в разных социокультурных контекстах. Они остаются жизненно важными благодаря фундаментальному вопросу, на который должен ответить каждый современный человек независимо от культурной принадлежности: как жить в мире, в котором поиск истины ведет к осуждению, преследованию, унижению.

А ИСТИНА ПОСТОЯННО ИСПРАВЛЯЕТСЯ

Недавно 30 известных писателей (С.Алексиевич, М.Кундера, Л.Улицкая и другие) предсказали «новую битву за цивилизацию». Их ссылка «Европейский дом в огне» наполнена волнением, связанным с вполне возможным поражением прогрессивных сил на выборах в Европарламент, что может вызвать распад Европейского союза. Эти «враги народа» в своем письме констатируют:

«Преследуемая лжепророками» (то есть «популистами»), «брошенная двумя великими союзниками» (Великобританией и США), «служит мишенью для все более откровенных манипуляций хозяина Кремля. Европа как идея, как свобода и репрезентация разваливается на наших глазах».

Согласитесь, пророческие способности театр имеет, как и осознание — живем в мире, в котором понимание временно, а истина постоянно исправляется.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать