Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Общество не может формироваться вокруг чего-то, чего нет»

Куратор фонда «ИЗОЛЯЦИЯ» Елена Червонык — об искусстве и социальном пространстве
18 июня, 16:53
«...ИЗМЕНИТЬ УЖЕ НЕЛЬЗЯ» — УВЕРЕНА ЕЛЕНА ЧЕРВОНЫК / ФОТО АЛЕКСАНДРА ЕРМОЧЕНКО

Почти год назад в «ИЗОЛЯЦИИ» начали выставлять работы украинских художников. Ныне проходит вторая выставка, посвященная социуму. Уже год работает в Фонде куратор Елена Червонык. Именно благодаря ее работе в Фонде и авторскому проекту «Биографий художников» мы сегодня имеем возможность знать больше о современном творческом состоянии. Разговор начали, собственно, с актуальной выставки.

— Мне кажется, что выставка является логическим продолжением темы «Гендера». Оба вопроса очень волнуют общество и идут «снизу». Художники пишут об этом, их это волнует. Тема актуальна не только для Донецка, но и для Украины в целом, — говорит Елена ЧЕРВОНЫК. — Для того, чтобы быть публичным социальным лицом, нужно выйти из своего частного пространства. А куда мы попадаем, когда выходим из своего пространства? В общественное пространство, которое все больше сужается. Люди на сегодняшний день ограничены местом. Ведь что такое общественное пространство? Кинотеатр, театр, стадион... Для взрослого человека таких мест не так уже и много. В бывшем Советском Союзе была определенная инфраструктура. Можно долго спорить о том, насколько она была хорошей и идеологической. Однако она существовала. Были и дворцы культуры, где взрослые люди могли поиграть на музыкальных инструментах, потанцевать и тому подобное. А что случилось потом? Все это начало исчезать и сегодня человек фактически стал только потреблять культуру, а не создавать ее.

Что касается политики и демократии: в греческой демократии была четкая связь общества и места — площади, на которую гражданин мог выйти и выразить свое мнение. Это место, архитектурная точка, было непосредственно связано с культурной демократической системой. У нас фактически нет таких мест. Этой выставкой мы хотели создать что-то подобное. Понятно, что это метафора. Мы строим место, где люди могут быть социумом.

Еще один аспект: место, которое мы строим, довольно мифическое, сконструированное нами. Тогда возникает вопрос: если мы можем сконструировать место для социума, можем ли мы в таком случае говорить о том, что можно создать и новое общество? Можем ли мы изменить его с помощью пространства?

— Кого ты можешь отметить из молодых художников?

— У нас прекрасные молодые художники, которые делают очень интересные проекты. Создание выставки — это очень органичный процесс кооперации художников и куратора. Когда вижу, что одна и та же тема возникает сразу у нескольких авторов, тема следующей выставки приходит сама собой. Я иду от местного контекста. Вот эта тема социальности подчеркнута потребностями самого общества.

У нас очень комплексные и хорошие отношения с Жанной Кадыровой. Я считаю, что это одна из самых талантливых молодых художниц у нас в стране. Ее работа была важной на прошлогодней выставке по гендеру, в этом году ее «Раковина» так же является репрезентативной. Эта скульптура является метафорой частного пространства, в котором прячется современный украинец, поскольку выйти ему некуда. Сделана она из бытовых строительных материалов. И здесь можно увидеть связь с частным пространством, с интерьером, евроремонтом. Мне кажется, у наших людей отношения к этому несколько фанатичное. Я жила в Германии, США — там совсем другое отношение к личному пространству: они ничего не перестраивают, не меняют мебель. А в Украине это сейчас похоже на болезнь. Стоит только обратить внимание на огромное количество гипермаркетов и супермаркетов мебели. И этому есть объяснение: это частное пространство — единственная территория, где человек является хозяином, где его слово является весомым и ценным. Когда человек «выползает» из своей кухни, то попадает в пространство, где ни слово, ни воля ничего не стоят.

— Есть ли в Донецке интересные для тебя художественные личности?

— Когда они появляются, то сразу же куда-то уезжают. К примеру, Анатолий Маркс, достаточно интересен. Но он переехал в Харьков. Конечно, иногда он приезжает сюда. Удивительным образом город вообще не создал свою художественную среду. Причина — то, что здесь есть художественное училище, но нет высшего учебного заведения, поэтому людям негде встречаться, обсуждать, расти. Нет того места, где бы они могли быть социальными. Это мы возвращаемся к теме нынешней выставки. Общество не может формироваться вокруг чего-то, чего нет. Поэтому художники и талантливая молодежь едет туда, где будет реализована их социальная функция.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать