Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Охотники» в поисках экспоната

Как должны работать украинские мемориальные музеи сегодня и в будущем
29 ноября, 15:37
Фото с сайта i.ytimg.com

На II Всеукраинской научной конференции мемориальных музеев в Музыкально-мемориальном музее Соломии Крушельницкой ученые из Львова, Киева и Днипро общались, обменивались опытом и представили новые книги.

В приветственном слове Галина Тихобаева, директор Музея С. Крушельницкой, отметила, что профессия музейщика является одной из наиболее универсальных профессий: «охотник» в поисках экспоната, эксперт в исследовании, создатель экспозиции, артист во время экскурсии.
И напомнила, что в прошлые времена музейных работников называли служителями музея.

Содержательные доклады современных служителей позволили увидеть, чем живут сегодня украинские мемориальные музеи. Об истории домов и коллекций, воссоздании мемориального пространства и современных музейных проектах говорилось в докладах заведующих и ученых Историко-мемориального музея Михаила Грушевского в Киеве и Государственного мемориального музея Михаила Грушевского в Киеве, Литературно-мемориального музея Михаила Булгакова в Киеве, Художественно-мемориального музея Олексы Новакивского и Художественно-мемориального музея Ивана Труша (отделы Национального музея во Львове им. Андрея Шептицкого).

О практике работы с людьми с особенностями зрения в мемориальном музее рассказала Богдана Таранина (заведующая отделом пиара и связей с общественностью Литературно-мемориального музея-квартиры Павла Тычины, Киев). Музей Тычины — активный участник проекта «Киев. Культура без ограничений », имеет глубоко наработанный опыт проведения экскурсий для людей с особыми потребностями и является местом обеспечения равных возможностей в доступности культурных ценностей для детей и взрослых с особенностями зрения.

Василий Банах (ст. науч. сотрудник Музея истории религии, Львов) разъяснил дефиницию понятий «музейные инновации» и «интерактивность», привел точки их пересечения в музейном пространстве, очертил объемную картину использования интернет-ресурсов, современных аудио-, визуальных, мультимедийных технологий на примере музеев мира, а также признался, что уже пять лет работает «князем Львом» во время интерактивных экскурсий.

Тему выставочной деятельности и целесообразности привозных выставок раскрыли Ирина Завалова (ст. науч. сотрудник) и Яна Тимошенко (заведующая отделом «Мемориальный дом-музей Д. И. Яворницкого», Днипро). Год назад, когда они были участниками первой конференции во Львове, возникла идея провести в музее Дмитрия Яворницкого выставку, посвященную Соломии Крушельницкой. Львовские коллеги откликнулись на приглашение и привезли в бывший Днепропетровск около ста оригиналов уникальных экспонатов: личные вещи, фотографии, сценическую одежду, книги, ноты и т. п. Выставка «Соломия Крушельницкая на вершине мировой славы» продолжалась два месяца и имела большой успех. Интересно, что именно во время выставки одна из улиц города получила новое имя — Соломии Крушельницкой.

Состоялась презентация новых изданий: «Спогади з мого життя» Зеновии Штундер, жены композитора Станислава Людкевича, хранительницы его Дома и архива (Мемориальный музей Станислава Людкевича во Львове) «Спомини» Михаила Голинского, известного певца вокальной школы Галичины (музей Соломии Крушельницкой). Презентации киевского и львовского мемориальных музеев Михаила Грушевского были посвящены 150-летнему юбилею знаменитого ученого, который отмечается в этом году. Киевляне привезли только что изданный иллюстрированное жизнеописание Михаила Грушевского Facie ad faciem, которое впервые представляет полную подборку его сохранившейся прижизненной иконографии, в частности уникальные, до сих пор малоизвестные памятники. А львовский музей представил свой новый документальный фильм «14 місць Михайла Грушевського у Львові» (режиссер Роман Метельский).

Необычным опытом оформления наследства по завещанию поделилась Ирина Криворучка (главный хранитель фондов музея Соломии Крушельницкой), рассказав, как Зиновия Штундер передала в дар Дом и весь архив Станислава Людкевича именно музею Крушельницкой — а это редкий случай в музейной практике.

Пространство конференции, в которой принимали участие многие молодые ученые — высокообразованные, увлеченные музейным делом, стало органической частью мемориального пространства музея — настоящего участника процесса развития общества. А внимательные и доброжелательные модераторы Роксоляна Пасичник (ст. науч. сотрудник) и Данута Билавич (зав. научным отделом) «держали руку на пульсе» конференции, что способствовало профессиональному научному общению. Яркие впечатления произвела экскурсия, которую провела для гостей Данута Билавич, воодушевленно изобразив мир личности «прекрасной и очаровательной» украинской певицы. Мемориальные музеи имеют особую миссию: создать реальный образ своего Патрона, отразить его эпоху — и одновременно реализовывать новые проекты, отвечая на вызовы современности. Плодотворная идея собирать мемориальные музеи страны в гостеприимном музее Соломии Крушельницкой дает надежду на новые встречи в будущем.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать