Окно для двоих
В Молодом театре предложили проанализировать вечную тему — отцы и дети. В эпоху ИнтернетаК теме, которую И.Тургенев на все времена определил названием своего романа «Отцы и дети», обратились в новом спектакле «Это все она» А. Иванова в Киевском Молодом театре. И если аристократы тургеневских времен решали недоразумения, демонстрируя совершенные манеры, современные герои в спектакле ищут общий язык в духе нашего времени, то есть грубо, поражая неуважением и безжалостностью друг к другу, удивляя враждебностью к окружающему миру.
В камерном пространстве дуэтного спектакля режиссер Влада Белозоренко создает модель взаимоотношений матери и сына, которая становится олицетворением отношений сегодняшних поколений. Люди все больше стремятся спрятаться от реальности в виртуальных дебрях интернета, этой параллельной действительности. Глобальная разъединенность людей, невозможность взаимопонимания, что уже стало признаком времени, приводит к тому, что мы не слышим и не доверяем человеку, который рядом, и охотно открываем душу ненастоящей фотографии вымышленного лица на экране компьютера. Под именем девушки Тоффи Мать (Римма Зюбина) начинает общение в паутине со своим Сыном (Олег Коркушко), отношения которых в реальной жизни трудно назвать теплыми. Ругательства и нецензурные выражения — вот что слышит Мать в ответ на попытку достучаться до сердца Сына.
Сценографическое решение (художник — Владимир Карашевский) помогает режиссерской идее В. Белозоренко сопоставления, принуждения к взаимодействию реальности и иллюзии. Пространство сцены, организованное амфитеатром несколькими широкими плоскостями и разделенное на части Матери и Сына, посередине венчается окном. Оно настоящее, выходит на киевскую улицу, сквозь него видно противоположный дом, и словно по заказу по стеклу слезами стекают капли дождя. Окно — очень многогранный образ, здесь — место, призванное объединить, та неожиданная истинность, от которой можно начать отсчет пути навстречу. К нему подойдут Мать-Зюбина и Сын-Коркушко, каждый со своей стороны, и одинаковым движением занавеса отделят театр от действительности. И начнется поединок монологов, которые лишь изредка будут превращаться в диалоги. Прибегая к компьютерному языку, можно сказать, что режиссер как будто «открывает» в программе сразу два окна и «работает» параллельно, виртуозно справляясь там и здесь. В этом точно найденном противостоянии окна с настоящей жизнью за ним и окон компьютерных экранов с жизнью вымышленной — щемящий образ реальности, постичь которую стремится Мать, укрыться от которой хочет Сын.
Существуя рядом, но каждый на своей территории, Мать-Зюбина и Сын-Коркушко находятся в постоянном взаимодействии. Олег Коркушко очень убедителен в роли современного нелюдимого подростка, который общается характерным сленгом, знаком с наркотиками и по непонятным причинам озлоблен на весь мир. Интересно разработана пластическая партитура его роли. Он динамично двигается, танцует, траектория движений вверх и вниз на сценических плоскостях как будто демонстрирует колебания эмоций и состояний. Дерзкая манера поведения Сына-Коркушко, который прячется от реалий жизни за черными атрибутами готской культуры, свидетельствует о неоднозначности натуры. Актеру удается продемонстрировать, что за мрачным хламом внешности прячется мальчик, который больше всего хочет тепла и понимания.
В роли Матери Римма Зюбина демонстрирует свой многогранный талант. Ей свойственна филигранная разработка психологической линии образа. Благодаря нескольким штрихам, выразительно обрисовывающим характер, зритель узнает о ее женской судьбе, тоске по умершему мужу, отчаянии от невозможности найти общий язык с Сыном. Прекрасно владея комедийным жанром, актриса блестяще обыгрывает ситуацию, заставляет смеяться, а на кульминационных эмоциональных пиках достигает высот драматизма. Молниеносно меняется внешность Р.Зюбиной, когда она становится виртуальной Тоффи, другая пластика, внутреннее состояние, использование языковых регистров, происходит поразительное перевоплощение в отчаянную девчонку, ровесницу Сына. Визуальная режиссерская находка, которая еще раз уместно сочетает реальность и выдумку. Как можно показать экран компьютера для Матери? Она только что развесила выстиранное белье — и вот уже в образе игривой Тоффи «вещает» из четырехугольника пододеяльника!
Историю, которая происходит в спектакле «Это все она», можно обозначить грифом «эффект узнаваемости». Спектакль о многих из нас, сегодняшних, растерянных, обреченных на непонимание, тотальное одиночество, запуганных ощущением ужаса перед реальной жизнью, неуверенностью в завтрашнем дне. Но в его эмоциональную сущность режиссер закладывает необходимый оптимизм, соотносящийся с точным ощущением времени. И хоть Влада Белозоренко оставляет открытым вопрос счастливого финала, чем не хочет идти против правды, зрители не лишаются уверенности в силе взаимопонимания между людьми. Пусть путь навстречу друг другу весьма непрост, но window возможностей всегда можно открыть.
Выпуск газеты №:
№24-25, (2016)Section
Культура