Олег Бийма снова наведался на «Остров любви»
Однако его «Страсть» пока не растрогала руководство НТКУ
Действительно, повесть украинской писательницы, о которой Тарас Шевченко как-то полемично заявил, что Жорж Санд не годится ей даже в кухарки, предоставляет богатейший материал для экранизации. Ее криминальный сюжет (кстати, отдельные коллизии и мотивы которого были в свое время позаимствованы пылким почитателем Марко Вовчка Николаем Лесковым при создании знаменитой «Леди Макбет Мценского уезда») о том, как охваченный страстью к молодой и обольстительной красавице мужчина убил свою жену, чтобы быть вместе с любовницей, преисполнен не только большой эмоциональной силы, но и достаточно тонких психологических наблюдений о природе страсти и метких моральных предостережений. В нем предельно, спрессовано выявлены категории измены и страдания, любви и угрызений совести. Ведь герою — Павлу Чернокрылу — приходится искупать свой грех: он платит за него сначала безумием, а впоследствии — смертью.
Олег Бийма, создавая сценарий, писал каждую роль, заранее учитывая индивидуальность исполнителя, которому она будет поручена. Так, образ Павла сразу предназначался ивано-франковскому актеру Сергею Романюку. Режиссер не ошибся: работа одного из наиболее талантливых украинских исполнителей поражает глубиной, силой, виртуозностью в передаче разнообразных психологических состояний. Достойными его партнершами в «любовном треугольнике» выступают и актрисы Национального театра имени И. Франко — опытная Елизавета Слуцкая и дебютантка в кино Светлана Прус. Благодаря же мастерской работе оператора Леся Зоценко, начинаешь воспринимать природу как действующее лицо фильма — с такой любовью и филигранностью сняты им летние и осенние пейзажи и быт украинского села. Достоверности экранной фактуры способствуют и использованные авторами фильма аутентичные, чуть ли не музейные костюмы.
Трехсерийная «Страсть» снята на студии «Укртелефильм», которая, кстати, уже два года не финансируется государством. И хотя фильм создавался как будто по государственному заказу, его можно смело считать совершенно автономным проектом самой съемочной группы, которая умудрялась даже выезжать в экспедиции, иногда просто одалживая деньги у родственников и знакомых. Примечательно, что ни один из ответственных работников Национальной телерадиокомпании Украины не появился в прошлую пятницу на первом просмотре только что смонтированной картины. Хотя — как знать, возможно, посмотрев ее, зрители, в частности молодые, не относились бы с таким предубеждением к классикам, изучаемым по школьной программе. Или, может, целомудренное руководство НТКУ испугали некоторые слишком чувственные сцены в «Страсти»? Тогда почему их ханжество не распространяется на импортную кинопродукцию и демонстрацию «физиологии любви» в ней в прайм-тайм, предназначенный для семейных просмотров?
Между тем, неугомонный Олег Бийма не впадает в отчаяние. Он даже готов уже сделать двухсерийный вариант фильма, чтобы презентовать его зрителям прокатно-фестивальным путем.
I
Выпуск газеты №:
№148, (1998)Section
Культура