Оркестр больших форм...
Феерично завершив музыкальную «Игру престолов», одесский дирижер Андрей Черный готов познакомить столичную публику с масштабным «Voice of the Simpho Rock» уже 12 декабря!
В прошлом году мы уже знакомили наших читателей с творчеством известного одесского оркестра Андрея Черного. За это время в жизни коллектива произошло немало интересного, в частности этой осенью оркестр завершил один из самых популярных своих проектов — музыкальную «Игру Престолов». Эта концертная программа стала не менее популярной у отечественных любителей неоклассики, чем оригинальный сериал у телезрителей. Об итогах музыкальной «Игры престолов», новых музыкальных ивентах и планах на будущее мы поговорили, собственно, с самим дирижером.
«КОГДА ИГРАЛИ ПЕРВУЮ «ИГРУ ПРЕСТОЛОВ» Я ПОДУМАЛ: «БОЖЕ МОЙ, КАКАЯ МУТЬ!»
— Трехлетняя история музыкальной «Игры престолов» завершилась. Чем этот проект стал для вас?
— Всегда, когда я дирижировал это произведение, дыхание спирало, настолько переполняли чувства. Конечно, все композиции классные, мощные. Это повод еще раз вспомнить все те чувства, которые преобладают в фильме. Вообще сериалы ненавижу, но это один из тех, который я смотрел ночь напролёт все шесть сезонов.
Программу подбирал Юрий Иванов (агентство «Art Point». — Ред.), он хоть и не профессиональный музыкант, но у него очень хорошее чутье. Когда играли первую «Игру престолов», я подумал: «Боже мой, какая муть!». А самому тяжело объективно реагировать на то, что ты делаешь. Потом, когда сыграли, думаю: хорошо программа выстроена.
Для меня лично этот проект — возможность еще раз научиться делать музыку так, чтобы не только зритель, сидящий в зале, а и ты сам почувствовал исполнение на сто процентов. Чтобы, если это правда, то она имела место быть, если любовь, чтобы это была любовь, если разочарование — то разочарование. Мы играли Light of the Seven (Свет семерых из «Игры престолов»), где Серсея теряет всех своих детей, и ты приблизительно ставишь себя на ее место и понимаешь, что переживаешь, когда теряешь самое дорогое. Потому что дети — это твоя жизнь. В этот момент тяжело сказать, что человек испытывает. Можно только догадываться либо самому оказаться в подобной ситуации. Такие моменты важны для исполнения вживую симфоническим оркестром, хором, вокалистами. Это нужно для того, чтобы было достигнуто стопроцентное выражение тех эмоций и чувств, которые заложены в этом и других фильмах.
— Видите ли вы продолжение этого шоу в какой-либо форме?
— У нас еще остались концерты в Днепре и Харькове, и, наверное, на этом поставим точку.
— Вы так и не сыграли саундтрек из «Ван Хельсинга», хотя обещали мне в прошлом интервью. Стоит ли ждать его в следующих концертах или шоу?
— Все зависело от организаторов, которые подсчитали весь прайс-лист и стоимость аренды зала. Для многих это всего лишь деньги. В Киеве мне сказали, что мы должны играть два часа сорок минут. «Ван Хельсинг» — очень классное произведение, мы его играли в Одессе на Большом симфоническом шоу «Halloween». К сожалению, может быть с другой программой привезем, хотелось, чтобы люди услышали.
— Насколько я знаю «Ван Хельсинг» — это не только кинофильм, но и очень популярная компьютерная игра. Есть еще много интересных саундтреков к играм. Планируете ли вы когда-нибудь использовать их в своих шоу? К примеру, меня поразил очень глубокий саундтрек Людвига Форсселла к недавно вышедшей игре Death Stranding.
— Вы не первый человек, который предлагает играть музыку из игр. Но это решают организаторы, которые просчитывают продаваемость проекта.
О ПРОЕКТЕ «VOICE OF THE SIMPHO ROCK»
— Вернемся к вашим ближайшим планам. Чем планируете удивлять киевских зрителей на концерте 12 декабря «Voice of the Simpho Rock»?
— Это один из моих первых проектов. Мы его сначала делали с моим директором Анатолием Гуртовым. Это был рок с симфоническим оркестром. Я тогда пришел в музыкальное училище (это был 2009 г.) и сказал студентам: «Ребята, послушайте музыку и скажите, захотите вы такое играть или нет». Им понравилось, хотя они все слушали рок. Но там много и симфонического звучания: то есть не просто две гитары, барабан и вокал, а очень красивые партитуры для оркестра, звучание, гармонии, ритмы.
Мы готовили первый концерт 6-9 месяцев, пока я писал партитуры. Помню, пришел в Филармонию, где работал (и сейчас работаю), и предложил нашим администраторам свою задумку, дал им послушать. Они согласились попробовать. Поставили недорогие билеты по 25 грн и решили сделать как филармонический концерт. Собралось так много людей, что пришлось закрыть дверь филармонии! Люди стояли в проходе, это был бешеный аншлаг. Через месяц мы опять повторили этот концерт, и потом каждый год, даже три раза в год, мы делали рок с симфоническим оркестром. И всегда — успех.
Потом дирижер хора Светлана Рядченко предложила, чтобы у меня в оркестре был хор. Я согласился, написал партии хора, спустя несколько лет начали играть Большой симфонический оркестр, хор, рок-группа, вокалисты. Потом — театрализованное шоу. Правда, нужно было освободить место на авансцене для действа. Нам пришлось садить оркестр в два яруса, прям под самый потолок. Это было очень масштабно и помпезно! Мы делали постановки. Нам помогали с костюмами и решениями идейные вдохновители из dance show «Алека».
Проект «Симфо-рок» первый раз мы сыграли в Оперном театре, второй раз — на морвокзале в Одессе, сейчас собираемся ехать в Киев. В репертуаре «Симфо-рока» около 60 произведений. Не все постановки можно воспроизвести на столичной сцене, но зато на концерте будут хорошие интересные вокалисты — участники и победители шоу «Х-фактор», «Голос країни», симфонический оркестр, хор, будет красиво, монументально, масштабно. Задействовано около 140 человек.
ОСНОВАНИЕ ОРКЕСТРА И БУДУЩИЙ ЮБИЛЕЙ
— Андрей, планируются ли празднества по поводу десятилетия вашего оркестра?
— Если быть точным, то Оркестр существует с 2004 года. Консерваторию я заканчивал три раза. Как баянист и дирижер оркестра народных инструментов, потом — как композитор-теоретик, и даже занимался на органе для себя, чтобы иметь представление о данном сложном инструменте. И третье образование — симфонический дирижер.
Еще как «народник» начал собирать оркестр. Первым был небольшой, смешанный оркестр из 45 человек, где были только струнники, духовики и наши украинские домры. В 2004-м оркестр уже собрался из 86 человек. В следующем году я поставил свою небольшую одноактовую оперу под названием «Оно». То есть, как самостоятельный коллектив оркестр существует с 2010 года, когда филармония поставила цену на билет, и мы первый раз вышли на сцену.
Будем ли праздновать? Наверное, нет. В моей модели поведения правильно устраивать день памяти великому умершему композитору, музыканту, чтобы почтить его творчество, во что он вложил свою жизнь, не потому, что хотел быть известным, а просто не мог по-другому. Очень много творческих людей (не только музыкантов) на чашу весов ставят личную и семейную жизнь. А если я сделаю праздник оркестра — то для музыкантов, соберу их на склонах у моря. Они этого заслуживают.
Конечно, хотелось бы с коллективом, который прошел серьезную трансформацию, поехать на международный конкурс. Одно время был хороший конкурс оркестров в Праге с требованием сыграть программу не больше 15 минут. Что можно сделать за это время? Кухню убрать (смеется). Поэтому нет смысла ехать в чужую страну, платить взнос за каждого музыканта. Был конкурс оркестров народных инструментов в Херсоне, и нам давали поиграть 45 минут. За это время можно сыграть разноплановые произведения, чтобы оркестр показал мастерство коллектива. Мы тогда получили первое место по Украине!
— Планируете ли вы расширять не только музыкальную часть программы, но и состав ее участников? Будут какие-то изменения в хоре или в оркестре?
— Есть такой момент, как текучка. Иногда люди уезжают в другую страну либо находят место в более комфортных условиях в плане денег. Потому что человек вырастает и соприкасается с определенными жизненными трудностями. Тогда люди уходят из оркестра. Я за них рад, хочу, чтобы у них все получалось. Когда-то у нас был маленький оркестр, сейчас он вырос до хороших масштабов. Если собрать всех музыкантов, которые были за эти годы, думаю, соберется человек 500 оркестра. Возможно, когда-то я сделаю такой проект, где будут участвовать все мои бывшие студенты, которые остались в музыке. Это будет здорово!
«ЧЕЛОВЕК В НАШЕ ВРЕМЯ ПРИВЫК ДОВОЛЬСТВОВАТЬСЯ БЫСТРЫМ И МАЛЫМ...»
— Планируете ли сотрудничать с другими исполнителями?
— Есть ребята, которые хотят попеть в проекте, но я отношусь с осторожностью, потому что есть музыканты и вокалисты, которые поднимали весь коллектив. Они делали это безвозмездно, потратили часть своей жизни на то, что есть сейчас. Такими людьми я не буду разбрасываться, они на вес золота. Я не против новых исполнителей, но если для них есть место в моем коллективе.
— Расскажите о других своих проектах.
— Сейчас один проект продумываем и ищем единомышленников. Что это будет, что там будет звучать, не могу сказать, потому что это на стадии замысла. Это будет эксперимент, который позволит моим вокалистам попробовать себя в новых образах.
Кроме того, что мы играем музыку из кинофильмов, рок-музыку, музыку из мюзиклов, мы готовим еще 29 декабря исключительно классический концерт, где будет выступать оркестр без хора, с участием студентов музыкального училища. Будут звучать произведения Хачатуряна, Вагнера, Чайковского, Лядова, Мусоргского, Римского-Корсакова.
Мы играем именно классику, то, на чем музыканты растут и учатся. Музыка из кинофильмов — это маленькие формы, а это достаточно большие полотна. Технически эта музыка сложнее. Человек в наше время привык довольствоваться быстрым и малым. А я хочу, чтобы и музыканты, и зрители мыслили большими формами.
Когда начали общаться с ребятами из агентства «Art point», мы сделали три раза «Игру престолов», потом «Оскар», «Музыку королей», «New Year Oscar» и программу «Посвящение Лучано Паваротти & друзья» (это музыка памяти великого тенора Паваротти, мы взяли его самые мощные произведения из репертуара). В конце декабря будет «Оскар Рождественский». Недавно сыграли красивую музыку из кинофильмов «Хэллоуин», мне очень понравились композиции из «Иствикские ведьмы», «Ночь в музее», «Мумия».
«ПОП-МУЗЫКУ ОБОЖАЮ, ТОЛЬКО ЕСЛИ ОНА ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ»
— Когда выбираете композицию из кинофильма, что для вас главное — популярность фильма или сама музыка?
— В первую очередь нужно, чтобы была красивая музыка. Мы привыкли к известным произведениям, которые мы знаем, помним, любим. А воспринимать новую информацию получается сложней. Мы же начали предлагать новые мощные по своему содержанию и характеру произведения и подкреплять их видеорядом.
— Слышала, что многие критикуют музыку из кинофильма «Игра престолов» за ее попсовость...
— Попсой можно также назвать узнаваемое произведение, а такие есть и в классическом репертуаре, и в рок-музыке, и поп-музыке. Я поп-музыку обожаю, люблю рок-музыку, только если она профессиональная и качественная. Профессиональная в том плане, если ты ощущаешь эмоцию — слушаешь красивую музыку, и она тебя завораживает. Да, наверное, Рамин Джавади написал попсовую музыку, но она — мощная, очень хорошо запоминается, подкреплена хорошей оркестровкой, инструментовкой, тональным планом, формами. Он четко своей музыкой выражает образы, которые появляются в данном сериале. Пусть это будет попса, я не боюсь этого слова. В ней тоже есть что поиграть, почувствовать, чему поучиться, о чем попереживать...
Section
Культура