Перейти к основному содержанию

Оркестр и хор Национальной оперы исполнили «Реквием» Моцарта

Новую постановку приурочили ко Дню памяти жертв Голодомора
28 ноября, 13:19
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

В дальнейшем «Реквием» сохранится в репертуаре театра и будет звучать в дни памятных дат. Во вступительном слове министр культуры Евгений Нищук вспомнил, как в 2008 году он вместе с солистами Национальной оперы участвовал в мировом турне, посвященном актуализации темы памяти о жертвах Голодомора (тогда звучала «Панихида по умершим от голода» Евгения Станковича): «Очень важно доносить знание о трагедии посредством культуры, чтобы люди через эмоцию узнавали о той боли, которую другим пришлось пережить».

«Реквием» Моцарта, универсальная партитура, давно вышедшая за рамки своего прикладного значения, оказалась созвучной украинской трагедии. Этот шедевр, по сути своей антитеатральный, в котором все действие направлено не наружу, а внутрь, оказался чрезвычайно востребованным у публики. Оркестр усадили на сцену, накрыв яму, хор поставили у белого задника, вся эта картинка была обрамлена лишь черными шторами. Такой же аскезы дирижер Николай Дядюра добивался и от оркестрантов, хора и вокалистов (сопрано Лилии Гревцовой, меццо-сопрано Дарии Князевой, тенора Игоря Борко и баса Сергея Ковнира), они звучали спокойно и сосредоточенно. Особенно выигрышными оказались тихие и медленные фрагменты, чуждые показной эффектности. Например, заключительная часть Confutatis создала физическое ощущение замерзания, застылости, остановки хода времени. Следующая за ней Lacrimosa благодаря этому прозвучала необыкновенно трогательно.

Об особенностях подготовки партитуры мы поговорили с дирижером Николаем ДЯДЮРОЙ (на фото):

- Мне кажется, что «Реквием» Моцарта  - это более личные переживания и очень теплые индивидуальные ощущения по сравнению с другими реквиемами, будь то Верди или Берлиоз. Мне хотелось как можно более искренно передать наше состояние. Не обобщенное, не объемное, объединяющее, а именно индивидуальное переживание горя…Кроме того, есть еще и профессиональный момент: чтобы прилично сыграть Моцарта, нужны умения, знания и серьезная работа. И этот вызов нас очень вдохновлял. Мы ушли от чисто оперного звучания, от драматургии спектаклей Верди и Чайковского. Что касается хора,  конечно, нельзя не оценить работу хормейстера Богдана Плиша. Я несколько раз был у них в классе, репетиции шли довольно напряженные, но подробное артикуляционное пение, которое требуется в Моцарте, хору удалось.

Еще важный момент: и в оркестр, и в хор в последние годы пришло много молодежи. И подбирая состав для исполнения «Реквиема», я постарался задействовать как можно больше молодых людей. Считаю, что для них это было невероятно полезно и интересно.

В следующий раз «Реквием» будет исполнен в феврале, в День памяти Небесной сотни…

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать