Редчайшее мужество - это мужество мысли
Анатоль Франс - французский прозаик, литературный критик

Осень с Лесей

21 сентября, 2004 - 19:30
ЛЕГЕНДАРНЫЙ БАС ТАРАС ШТОНДА ПЕРЕД ВЫХОДОМ НА СЦЕНУ / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО / «День» ЛЮБИМИЦА ПУБЛИКИ — СОЛИСТКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЫ УКРАИНЫ ОКСАНА ДЫКА ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / «День» РАИСЕ НЕДАШКОВСКОЙ ПРИШЛОСЬ ТЯЖЕЛЕЕ ВСЕХ. ОНА ОТКРЫВАЛА ФЕСТ В НЕПОГОДУ И ВОЗГЛАВЛЯЛА ЖЮРИ ВСЕУКРАИНСКОГО КОНКУРСА ЧТЕЦОВ ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО / «День» В РАМКАХ «ЛЕСИНОЇ ОСЕНІ» СКРИПАЧ-ВИРТУОЗ ДМИТРИЙ ТКАЧЕНКО ПРОВЕЛ МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ЯЛТИНСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ №1 ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО / «День» ГАЛИНА СТЕФАНОВА БЫ

Сентябрь. Ялта. На море шторм. Светит солнце и льет дождь. Жуткий холод. Набережную заливает. На пляжах пусто. Лишь немногие смельчаки решаются совершить променад. У редких прохожих зонтики из рук вырывает сильный ветер, а над горами сияет радуга... Странная сюрреалистическая картина для курорта в бархатный сезон. Похоже, что-то разладилось в небесной канцелярии. Местные жители говорят, что такая погода у них бывает в конце октября — начале ноября. Как же проводить фестиваль? Ведь многие концерты и программы «Лесиної осені» проходят под открытым небом и на летней площадке зала «Юбилейный»...

МАВКА РАЗОГНАЛА ТУЧИ

Тяжелее всего пришлось актрисе Раисе Недашковской, открывающей программу феста. В зале гулял, противно подвывая, жуткий ветер. Поэтому прийти в непогоду на концерт решились немногие. Зрители, стуча зубами, жались по углам «Юбилейного», кутаясь кто во что горазд. А представьте ощущения актрисы при виде пустых рядов? Раиса Степановна и сама неважно себя чувствовала. На репетиции ходила с тростью (у актрисы травма ноги, и она еще полностью не поправилась после перелома). Но вечером Недашковская легко ходила по сцене, а зрители даже не догадывались, что она терпит боль. Актриса презентовала ялтинцам свою лучшую программу — моноспектакль «Лісова пісня» в сопровождении симфонического оркестра Крымской филармонии (дирижер Михаил Мороз).

Звучат первые аккорды, легендарные лесинские строки, и тут еще одну подножку Раисе Степановне подготовила техника. Радиомикрофон категорически не желал работать. Звукорежиссеру даже пришлось выбежать на сцену, пытаясь дать звук. Хорошо, что не растерялась Недашковская. В музыкальной паузе актриса ушла за кулисы и только там удалось устранить неисправность. В репертуаре Раисы Степановны моноспектакль «Лісова пісня» уже много лет, но каждый раз Недашковская играет его по- новому. Кажется, знаешь это хрестоматийное произведение Леси Украинки еще со школьной скамьи, но актрисе удается своим мастерством всколыхнуть души зрителей.

— Я счастлива встрече с Ялтой, — призналась Раиса Недашковская после выступления. — В этих местах жила Л. Украинка, здесь мы снимали «Лісову пісню» (картину, которая впоследствии стала классикой украинского кино). Из-за инфаркта у кинорежиссера Виктора Илларионовича Ивченко нам пришлось натурные весенние съемки перенести на октябрь. Так что мне не привыкать к погодным капризам. Тогда тоже был жутчайший холод. Даже приходилось делать несколько дублей, т. к. сквозь грим проступала синева. Я, чтобы не простудиться, растирала ноги водкой, ведь мне приходилось бегать босиком. Мужчины из технической службы, глядя как я «использую» водку, бурчали: «Такое добро переводит...» Роль Мавки — самая любимая, и она проходит через всю мою творческую жизнь. Я обожаю Лесю Украинку и «Лісову пісню». Поэтесса создала самый гармоничный образ из невидимого мира — русалки Мавки. В форме чудесной сказки Л. Украинка рассказала о трагедии высокой души. Мавка полюбила Лукаша «бо його сопілка так співала, як не співала і весна»... Ради любви Мавка забыла обо всем. Покинула родной лес, расставшись со свободой, став служанкой и... ничего не получила взамен. Грубая проза жизни победила душу русалки, но все равно Мавка не винит своего любимого: «Ти душу дав мені, як гострий ніж// Дає вербовій тихій гілці голос».

Каждая строчка поэтессы подобна витиеватому кружеву. В «Лісовій пісні» фантазия переплелась с реальностью, проза жизни — со светлыми высокими мечтами. В драме-феерии противопоставлены два мира. Один — темный, жестокий, в котором властвует корысть и насилие, а другой — романтический, идеализированный мир любви и красоты. В Мавке можно найти биографические черты самой Леси Украинки, которая, не смотря на трудности, мужественно жила и творила: «Ні! Я жива! Я буду вічно жити! Я в серці маю те, що не вмирає». Поэтесса, как и ее героиня, видела смысл жизни в самопожертвовании. Мне кажется, что таким, как героиня «Лісової пісні» — чистым и открытым — должен быть человек. У нас у каждого есть хорошие и плохие черты, но со своими недостатками нужно бороться. Сегодня нам как никогда нужен позитив. Как говорила Л. Украинка, «геть думи сумні». Мы должны беречь свои души и наполнять головы чистыми помыслами. «Що є життя? Коротка мить, Яке її надбання? Красою душу напоїть...» — с этими, словами Николая Вороного я согласна на все сто процентов.

В Ялте я могу просто смотреть на облака, море, кипарисы и поражаться калейдоскопу красок. Если бы художник нарисовал увиденное, то сказали бы, что он это придумал: пурпурного неба и аквамариново-малахитового моря не бывает. А в Крыму бывает и не такое. Здесь сам воздух, природа фантастичны! Можно просто сидеть в шезлонге и пьянеть от воздуха...

На моих спектаклях мы раздаем зрителям «жаворонков». Это придумала актриса Мария Ростиславовна Капнист, а я продолжаю ее традицию. После выступления я прочла записку своего «жаворонка»: «Ваше равновесие работает на целое». Не скрою, тяжелый был спектакль. Казалось, что все против нас. Мне жаль было зрителей — они, бедные, так намерзлись, но я им очень благодарна за поддержку. Все вместе — мы сила! Ведь уже на следующий день, хотя и было прохладно, дождь к полудню прекратился. Как сказала одна зрительница, «Мавка разогнала тучи».

Символично, что «Лісовою піснею» открылся фестиваль. Этим же произведением Леси Украинки, но уже в хореографическом «прочтении», его закрывали. Адажио из одноименного балета Скорульского исполнили солисты Национальной оперы Украины Татьяна Боровик и Александр Шаповал.

ПЛАЦДАРМ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Организаторы фестиваля признаются, что им непросто контактировать с крымскими чиновниками. Не всегда есть понимание, поддержка. В этом году приглашения, билеты и афиши подготовили заранее, но, приехав в Ялту, киевляне столкнулись с тем, что ничего не роздано и не расклеено. Тем не менее, «Лесина осінь» уверенно пробивает себе дорогу. «Языковая проблема на полуострове стояла и стоит остро, но это вопрос не одного дня и требует кропотливой работы, — подчеркивает генеральный директор «України-мистецької» Василий Стасюк. — Наш фестиваль делает последовательные шаги вперед в этом направлении. Следует отметить, что ситуация меняется, и сегодня в Ялте чаще стала звучать украинская речь. И пусть залы не всегда были полными, зато на концерты и спектакли шли не случайные зрители, а те, кто действительно интересуется украинской культурой». Публика тепло принимала выступления солистов Национальной оперы Украины Тараса Штонды, приехавшего на фест из Москвы (знаменитый бас открывал сезон Большого театра) и певицы Оксаны Дыкой, которая стала любимицей ялтинцев. Вдохновенно танцевали премьеры нашего столичного балета Татьяна Боровик, Максим Мотков, Виктор Ищук, Наталья Мацак, Николай Михеев и др. Легендарный скрипач Дмитрий Ткаченко не только принимал участие в концертах, но и провел мастер-класс для учащихся Ялтинской музшколы №1. Фаворитками феста стали актрисы Раиса Недашковская и Галина Стефанова, презентовавшие свои моноспектакли. Интерес у публики вызвали программы ансамбля «Киевская камерата» (руководитель Валерий Матюхин) и симфонического оркестра Крымской филармонии (дирижер Михаил Мороз).

«Кавалерийские наскоки, обязательные культпоходы — это осколки негативного советского прошлого, — считает главный режиссер фестиваля Василий Вовкун. — Я наблюдаю, как постепенно меняется и расширяется наша аудитория. На первые фестивали приходили только этнические украинцы. Крымчане хотели, чтобы вместе с концертами проводились политические акции. Мы же считаем, что у людей могут быть разные политические пристрастия, а музыка, песня, театр, выставки — вот то, что может нас всех объединить. Ранее были случаи вандализма (срывали афиши, делались непристойные надписи), порой дебоширили подвыпившие молодые люди. Ныне все программы прошли спокойно, без эксцентрических выходок «ура-патриотов».

У «Лесиної осені» были разные периоды, но сегодня мы можем констатировать, что фест на ялтинской земле прижился. Его ждут. А начиналось все в Музее Леси Украинки. Этот теплый и гостеприимный дом в русскоязычном Крыму является оазисом украинской культуры. Тогдашний директор музея Светлана Кочерга (ныне доцент кафедры украинской и русской филологии Крымского государственного гуманитарного института) — настоящий кладезь знаний не только жизни и творчества Л. Украинки, но и патриот украинского языка. Эта хрупкая на вид женщина обладает очень сильным характером. Именно благодаря ей идея проведения фестиваля украинской культуры, рожденная за чашкой чая на веранде музея, не осталась очередным проектом, а обрела реальные черты. Тогда же родилось и название — «Лесина осінь».

Летом Ялта — шумный город. Совсем другим становится курорт осенью. Мы решили, что фестиваль должен иметь камерный характер, который нес бы за собой слово, драматургию, песню, пластику и музыку, став плацдармом для экспериментов. Каждый год, составляя программу, я пытался приглашать на «...осень» ведущие коллективы и мастеров, которые своим искусством прославляют Украину. За эти годы на концертах в Ялте выступили практически все наши знаменитости. Тут проходят встречи, диспуты, знаменитости проводят мастер-классы для молодежи. В этот раз своими секретами с учениками местной музыкальной школы делился скрипач-виртуоз Дмитрий Ткаченко, который ныне редкий гость в Украине (живет в Великобритании, гастролирует по всему миру).

На фестивале было много интересных программ и акций. Но лично меня порадовали подопечные Светланы Кочерги — ребята из Ялтинского эксклюзив-театра «Сім муз» —перфомансом по драме Л. Украинки «Камінний господар», поставленный совместно с ансамблем «Чарівний спів». Этот спектакль студенческий (коллектив создан при Крымском гуманитарном институте). Его участники фактически выросли на «Лесиній осені». Я вспоминаю ребят, когда они были еще школьниками и помогали нам расклеивать афиши. Общение с артистами, писателями, музейными и научными работниками привело к тому, что ребята полюбили украинский язык. Начали читать по- украински. Потом поступили в вуз на украинистику. В стенах их института родился театр «Сім муз» — даже название от Л. Украинки. Их перфоманс сделан без сантиментов. Ребята сумели использовать архитектонику Музея Л. Украинки (выступали на ступеньках, балконе, а тень Командора явилась даже с крыши). И хотя в фестивале принимали участие именитые артисты, музыканты, но для меня неожиданностью стал «Камінний господар» — это не просто приятный сюрприз, а знак, что «Лесина осінь» уже стала неотделимой от Ялты».

ЖЕНСКИЙ ВОПРОС

Экспериментом можно назвать моноспектакль Галины Стефановой «Польові дослідження», созданный актрисой по резонансному роману Оксаны Забужко «Польові дослідження з українського сексу». Женский вопрос, проблемы феминизма волновали и Л. Украинку. Ведь она жила в тот период, когда женщины не могли получить образование, даже по статусу они были ниже мужчин. Поэтому появление в фестивальной афише спектакля Г. Стефановой вовсе не случайно. Женщина сегодня: какая она, что ее волнует — вот те трудные вопросы, которые поднимает писательница Оксана Забужко и актриса Галина Стефанова.

— Три года назад я задумала создать моноспектакль, но не знала, как языком театра передать роман, — призналась Галина Стефанова. — Долго вынашивала сценическую версию. В спектакль вошла одна седьмая текста романа. Каждый раз словно раскладывала пасьянс, выбирая фрагменты. Я сама сделала сценическую версию. Оксана Забужко не вмешивалась в работу и как человек демократических взглядов дала мне полную свободу творчества. Огромную помощь в композиционном решении помог литературовед, педагог Киево-Могилянской академии Роман Веретельнык (муж актрисы. — Т. П. ). Он один из первых прочел роман Забужко и отметил, что это неординарное произведение. Кстати, роман и мой спектакль не все воспринимают. Мне кажется, что многие читатели и зрители просто не готовы к той откровенности, которая есть в «Польових дослідженнях». До сих пор мы «всі таборові», как говорит моя героиня. Мы — люди, вышедшие из тоталитаризма. Нам всем нужно научиться быть свободными, не бояться говорить то, что думаем. Когда я прочитала роман, то меня потрясла женская смелость Оксаны Забужко. Писательница говорит о таких вещах, о которых в порядочном доме вроде и не принято говорить. Но ведь роман и спектакль не только о сексе, любви, феминизме. Героиня «Польових досліджень» отважно говорит правду о том, что ее волнует и почему болит душа. Ее главная заповедь — не врать! Премьера спектакля состоялась весной прошлого года в Экспериментальном театре Киево-Могилянской академии, потом я свою работу показала на фестивале моноспектаклей. «Польові дослідження» видели зрители Львова, а в Ялте я сыграла девятый раз. Спектакль идет очень редко. Киевляне смогут его посмотреть в конце октября или начале ноября.

Я во второй раз принимаю участие в фестивале. Мне нравится, что здесь все мероприятия проходят неформально, тепло. Однажды приехав в Ялту и посетив Музей Л. Украинки, вам обязательно захочется побывать здесь еще раз. Тут иначе звучат стихи. Поэзия нам нужна для познания самих себя. Во времена перемен поэты подобны Ною, собирая самое ценное, то, что не должно пропасть. Поэзия — это наш ковчег духа.

КРЫМСКИЕ МАРШРУТЫ

В рамках фестиваля прошла Всеукраинская научная конференция «Античность в творчестве Леси Украинки», презентация книги «Наче арфи золотої... Українські письменники про Крим».

— «Лесина осінь» для меня и моих коллег — это праздник, — призналась Алла Дыба, научный сотрудник Института литературы АН Украины. — Здесь не только стены дома, но и море, и горы помнят Лесю Украинку. На набережной поэтесса любила гулять. Лариса Петровна, несмотря на свою болезнь, поднималась даже на вершину Ай-Петри. В соседнем квартале располагалась вилла «Ифигения», которая, к сожалению, сегодня уже разрушена, но ее дух остается в душах людей, любящих произведения Л. Украинки. Я очень люблю Волынь — родину Ларисы Петровны и киевский Музей Л. Украинки, в котором проработала много лет, но в ялтинском доме поэтессы есть свой, особый флер. Сотрудникам местного музея удается сохранять дух Леси Украинки. В Крыму есть серьезный и крепкий потенциал научных работников. Благодаря работе Светланы Кочерги круг лесинковцев постоянно увеличивается. Радует, что молодежь изучает украинский язык, культуру. В Ялте фантастическая атмосфера. Здесь стираются грани между мифом и реальностью.

На семинар директоров музеев Украины приехало 17 человек. Музейщики не только обсуждали проблемы, но и съездили в Балаклаву, где был открыт памятник Л. Украинке.

— В Крым я приехала с Волыни, — сказала директор Мемориального музея Л. Украинки в Новоград-Волынске Вера Рымська, — «Лесина осінь» в Ялте отметила свой десятилетний юбилей, а у нас фестиваль «Лесині джерела» мы проводим уже в 17-й раз. Праздник в Новоград-Волынском проходит ежегодно в последнюю неделю июля или в начале августа. Ялтинский фестиваль можно назвать еще одним цветком, вплетенным в венок почитания Л. Украинки. Я мечтаю, чтобы подобные праздники культуры и искусства проводились в каждом городе нашей страны. Ведь демографическая карта жизни Ларисы Петровны наполнена разными маршрутами. Хорошо, что в Балаклаве появился новый памятник поэтессе, но нас, музейных работников, очень взволновал факт, что в городе сегодня фактически разрушается дом, где жила Л. Украинка. А ведь это здание является памятником истории и культуры. Если местные власти не возьмут под свою опеку здание, не отремонтируют его, то дом просто исчезнет, а этого допустить нельзя.

— Из-за проблем со здоровьем поэтессе пришлось всю жизнь много путешествовать, убегая от морозов и слякоти, которые убийственно действовали на ее организм, подтачиваемый туберкулезом, — рассказала директор Музея Л. Украинки в Ялте Елена Газизова. — Три десятилетия Лариса Петровна вела «войну» с туберкулезом. Она была сильна духом. В нашем крае укоренился ее талант как поэта, драматурга и переводчика. В Ялте поэтесса провела два года. Тут она работала над своими произведениями «Іфігенія в Тавриді», «Касандра», «Айша і Мохаммед», «Руфін і Прісцілла» и др. (более подробно о ялтинской странице в жизни и творчестве Л. Украинки читайте в ближайших номерах «Дня» — Т. П. ).

Традиционно на «...осени» проходят вернисажи и выставки: от классики до модерна и народных промыслов. Например, в этом году ялтинцы и гости курорта смогли познакомиться с 50-ю картинами и самобытным, фантастическим миром птиц, зверей и цветов народного художника Марии Примаченко. До конца своего земного пути, а прожила Мария Авксентьевна 95 лет, она писала полотна. Первые работы датированы 1936 годом. Уже тогда искусствоведы отмечали особый примаченковский почерк, сочность красок на ее холстах. Многие ялтинцы и гости курорта не только приходили посмотреть выставку, но и приобретали сувениры на память. Организаторы феста предоставили возможность всем желающим попробовать свои силы в создании поделок. Например, сев за гончарный круг, собственноручно сделать глиняный кувшин или расписать вазу. Премудростям старинного ремесла делились с желающими мастера из с. Опишня Полтавской области.

ЗВЕЗДА ПО ИМЕНИ ЗОРЯНА

В рамках феста прошел Всеукраинский конкурс чтецов им. Л. Украинки. В нем приняли участие 20 человек. Так сложилось, что жребий № 1 вытянула львовянка Зоряна Гуска, студентка четвертого курса Львовского университета им. И. Франко, стажер Театра им. Л. Курбаса. Выступать первой всегда тяжело, но девушка не просто вдохновенно читала стихи Леси Украинки («Коли дивлюсь глибоко в любі очі», «Дочка Ієфая», «Єгипетські фантазії»), продемонстрировав настоящее актерское мастерство, ее выступление стало своеобразным мини-театром. «Казалось, что на сцене не Зоряна, а сама поэтесса Леся Украинка, — сказал заместитель председателя СТД Ярослав Гранко. — Так вдохновенно и вместе с тем лирично, по-женски играла Зоряна. Она была настоящей звездой конкурса. Девушка показала высший класс. Это уже настоящая профессиональная актриса. На Зоряну режиссерам нужно ставить спектакли и давать главные роли». Зрители и члены жюри (судейскую бригаду возглавляла популярная актриса Раиса Недашковская) аплодировали, не жалея ладоней и думали: если такое мощное начало, то что же будет дальше? Зоряна Гуска действительно задала тон и высоко подняла планку конкурса. Не разочаровала львовянка и во втором туре, исполнив стихи Жадана «Казанова», Антонича «Руно» и Шевченко «Причинна» и вполне заслуженно завоевав Гран-при (плюс 1,5 тысячи гривен премии). Первое место у харьковчанки Киры Карлиной. Вторую премию разделили между собой киевлянки — Яна Соболевская (студентка Государственного университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого) и учащаяся Детской академии искусств Екатерина Буцька (самая юная конкурсантка). Лавры третьего места тоже были поделены между Дмитрием Малашенко (Киев) и Константином Октябрьским (Днепропетровск). Жюри наградило дипломами лучших, отмечая у конкурсантов эмоциональность, выразительность поэтического слова, пластику и др. В конкурсе приняли участие представители разных театральных школ Украины. Интересные работы показали молодые артисты Львова, Киева, Днепропетровска, Харькова. Особую торжественность конкурсу придал тот факт, что церемония награждения проходила в ялтинском Музее Леси Украинки. А через час после церемонии вручения призов победителям «Лесиної осені» доверили вести в зале «Юбилейный» заключительный концерт и с этой ответственной задачей молодые артисты хорошо справились. По ходу программы им пришлось импровизировать. Боевое «крещение» показало, что у нас появились интересные и самобытные артисты.

По словам председателя жюри конкурса Раисы Недашковской, ее порадовали молодые чтецы. Ребята отобрали потрясающую украинскую поэзию не только классиков, но и современных авторов. Выбрать лучших было непросто, но никаких разногласий у членов жюри не было. Раиса Степановна считает, что на следующий год нужно бросить клич, чтобы в конкурсе участвовали представители со всех регионов Украины и не только профессиональные артисты, студенты театральных вузов и колледжей, а все те, кто любит поэзию. Ведь талантливые люди есть в любой сфере.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

comments powered by HyperComments