Перейти к основному содержанию

Особенности национального шоу-бизнеса

«Живой звук» с политическим акцентом
14 февраля, 00:00

ЯРМАРКА СТАТИСТОВ

Так что самая главная причина, в силу которой не хочется говорить о шоу-бизнесе, заключается в том, что шоу-бизнес по-советски полностью лишает творчество и талант как сердцевину, как суть процесса, подменяя содержание дешевыми шалостями, рекламными кампаниями, всевозможными типами «раскруток», модностью саунда. Мне было искренне жалко девчонок из «Віагри», когда те пытались что- то запеть вживую на фестивале «Таврійські ігри». Это было настолько «мимо» и попросту плохо, что закралось мнение: а они ли это пели в клипе о «пятой попытке», или кто-то другой? Так, во всем мире шоу-бизнес — это ярмарка напыщенности, но в первую очередь — это рынок талантов, причем талантов абсолютно эксклюзивных, то есть — неповторимых. Иными словами: чем ярче индивидуальность, тем выше ставки. У нас (пока что) все наоборот. Наоборот, в том понимании, что среди поющих (и танцующих) «звезд» как-то совсем не угадываются личности. Они (или им) приклеили ярлык статистов, выполняющих модную в этом сезоне роль. В следующем сезоне вы их уже не найдете, однако, на их место придут другие — из того же инкубатора. Вообще, пару лет тому организаторы «Таврійських ігор» провели рискованное нововведение, обязав всех и вся выступать вживую... Андрея Кравчука выгнали посреди выступления, а все из-за какого-то плохого мини-диска, который играл и пел вместо Андрея. Москвичи втихаря также подсовывали свои мини-диски и под них выплясывали, но их почему-то не выгоняли — звезды как никак...

Кстати, вот вам и первая положительная тенденция прошлого года: друг за другом почти все «фонограмщики» немедленно перестроились на живое звучание, обзавелись живыми музыкантами, после чего стали с гордостью писать на афишах: «живой звук». Оно хотя и накладно, но — правильно. И главное — честно. Вторая положительная тенденция: артисты научились виртуозно использовать политиков в своих целях, подавая себя, конечно, с оглядкой, и с учетом возможных форс-мажоров. Артисты все чаще становятся «лицами» торговых марок западных и отечественных компаний, чем также неплохо зарабатывают на жизнь. Вы возразите: а причем здесь слушатель? Он-то в чем провинился? А виноват слушатель именно в том, что он — неплатежеспособен. Он (слушатель и ценитель) не купит диск артиста, не заплатит за билет на концерт... Так что наших артистов финансируют совсем не зрители и покупатели дисков, как во всем мире, а большие и серьезные дяди из мира политики и бизнеса. Государство наших артистов не финансирует вообще, хотя звания почему-то раздает направо и налево.

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ — ЗА РАМКАМИ

Но самая главная особенность национального шоу-бизнеса состоит в том, что ценнее всего и интереснее всего, с точки зрения музыкального творчества, происходит именно за рамками этого самого шоу-бизнеса. То есть: за кадром голубого экрана, на сценах далеко не помпезных, без участия падких на сенсации журналистов... То есть — в обычной строгой ситуации небольших клубных выступлений и очень редких «засветках» в масс-медиа. Ну и, конечно, — что-то свежее и новое можно увидеть на тех немногочисленных фестивалях и конкурсах, которые, действительно, несут положительный заряд, открывая новые имена, помогая молодым группам. Очень масштабная импреза «Перлини сезону» ежегодно поднимает на-гора около десятка прогрессивных проектов, выпускает аудио и видеосборники с их участием. Как не вспомнить открытия «Перлин» — группы «Далеко», «Хаммерман знищує віруси», «Ті, що падають вгору», «Есперанца», «Димна суміш», «Мандариновий рай», «Замість пігулок», «Янка Козир». Для большинства эти имена мало о чем говорят, но тем не менее у каждого из них — яркое лицо, добротный профессионализм, аутентичность музыкального материала, то есть, максимум плюсов при минимуме минусов. В любой другой стране (даже в России) каждую из этих команд уже подтянули бы до уровня коммерческого продукта, и они «гремели» бы на всю страну. Два вполне региональных фестиваля —львовская «Рокотека» и тернопольский «Нівроку» с успехом заполняют музыкальный «вакуум» на Западе Украины. Именно эти акции принесли колоссальную известность таким группам как, «Чорний вересень», «Без цукру», «Джек О’Лентерн», «Деінде», «Дивні», «Неймлес», «Моторролла» и многим другим. На Востоке, а именно в Донецке, появилась «Рок-точка» — также региональный, но не менее насыщенный фестиваль. Кстати, киевская аудиокомпания «Воля- Музика» выпустила сборник «Рок-точки», куда вошли лучшие команды со всей Украины. А это «Армада», «ДАТ», «Щастя», «Кенгуру», «Я та друг мій вантажівка», «Збий попіл» и другие. Самое интересное, что среди всех вышеупомянутых групп почти нет маленьких «В.В.», «Океанів Ельзи», «Кому вниз»... Все они пытаются идти своим путем, никого не наследуя и прекрасно понимая, что пробиваться наверх нужно со своим собственным багажом идей.

В ноябре в Украинском доме презентовался международный музыкальный проект «Брати блюзу — музика без кордонів». Странно, но факт: параллельно с раскрученными коммерческими шоу проходят музыкальные акции высшего художественного качества. И происходят они словно «в тени», в классной атмосфере и без ажиотажа. Именно так выглядела «Музика без кордонів», авторами которой являются гитарист-виртуоз из Нидерландов Рейс Ньюленд, швед и гитарист из Канады Лайонел Лодж и клавишник группы «Брати блюзу» Мирослав Левицький. Все трое создают прекрасную музыку, но вся соль проекта состоит в сочетании классического, рокового и джазово-этнического направления в один мощный звуковой поток. Кроме того — это сочетание трех школ — западноевропейской, которую представлял Рейс, североамериканской — соответственно Лайонел и восточноевропейской в исполнении Мирослава. Диск «Віденський ліс» — это только часть проекта «Музика без кордонів». Этот материал возник в результате спонтанной студийной сессии в Вене (Австрия), был спродюссирован Рейсом и Мирославом. «Віденський ліс» — это нежная пасторальная музыкальная медитация в стиле нью-эйдж, в процессе которой и происходит таинство сочетания разнообразных музыкальных культур и школ. Ощущения от прослушивания те же, что и после концерта, — хочется еще!

ОППОЗИЦИЯ «МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ»

В середине года стартовал очень необычный проект: «Вогні Великого Міста». Это настоящий подарок тем, кто хочет войти в тайну слов и звуков. Совсем уникальный проект Юрия Покальчука, известного прозаика, поэта и переводчика западноевропейской поэзии XX века. Юрий Покальчук собрал музыкантов из различных групп с целью соединить собственную мелодекламацию с музыкальным рядом. Юрий Дуда («Плач Єремії») и Олег (Джон) Сук («Мертвий півень») составили музыкальное ядро проекта. Кроме них в записи участвуют «Мандри» — почти в полном составе, группы «Кроки» и «Кластер». В результате вышла гремучая смесь современного авангарда, джаз-рока и психоземии. То есть, — это музыкальный десерт для гурманов, которые ценят новизну и свежесть, а также — эксклюзив для любителей глубокой екзистенциальной поэзии XX века. Преимущественно альбом «Вони кажуть» — это эстетическая оппозиция «массовой культуре», или проще, «попсе», серьезная попытка синкретизации искусства с целью объединения различных его слоев в органической форме. В первом альбоме группы «ВВМ» использованы поэзия Федерико Гарсиа Лорки, поэзии Поля Элюара — одного из основателей французского сюрреализма, библейского проповедника Эклезиаста, а также — выдающегося скандинавского поэта Эклефа и тексты самого Юрия Покальчука. Кроме собственных мелодекламаций, которые по-своему чудесны, альбом вполне самодостаточен, с музыкальной точки зрения. Очень достойный дебют.

В течение двух последних лет львовская группа «Королівські зайці» осуществила несколько достаточно удачных «живых» акций в столице. В прошлом году в рамках кинофестиваля «Молодість» «Зайці» представили свой дебютный альбом «Unplugged. Український альтернативний романс.» Альбом и выступления были приняты «на ура» и даже кто-то из журналистов назвал солистку (и лидера группы) Лесю Герасимчук «нашей украинской Земфирой». Причиной, наверное, послужило то, что песни Леси звучат на удивление проникновенно и лирически, и в то же время — это вполне современный саунд. Второй альбом «Казки королівства А’Мазох» появился как раз перед началом очередной «Молодості» и также был представлен в рамках культурной программы кинофестиваля. Название диска определила позиция самой группы: они играют альтернативный рок в сочетании с поэзией украинских классиков и делают настолько по-своему, что все это вместе, со стороны — выглядит как культурный мазохизм. Семнадцать песен из «Казок» — это своеобразный микс со студийного материала, записей, сделанных на концертах в киевском блюз-клубе «Бадди-Гай», и песен, записанных в режиме unplugged (то есть без электрических инструментов). Все вместе воспринимается как цельная песенная сюита, как волшебное путешествие в мир высоких искренних чувств и переживаний. Ловишь себя на мысли о том, как мало таких музыкальных открытий у наших теперешних деятелей поп-культуры...

СЛУЧАЛИСЬ ЛИ КАКИЕ-ТО ЗНАКОВЫЕ СОБЫТИЯ В 2001?

К счастью — да. Совсем уникальную серию выпустил «Арт- Велес». Прежде всего, это роскошный мультимедийный диск «Барви», который представлял все разновидности украинской традиционной культуры, где только аудиочасть составила 29 обрядовых песен со всех регионов страны. Фольклор Подолья представлен на диске «Над річкою Карайцем». Кобзарско-лирническая традиция на СD «Гей, на Чорному морі». Еще три таких глобальных релиза находятся в работе. Появление альбома группы «Вій» «Чорна рілля», его презентация и серия концертов этой совсем самобытной команды — очень радостная новость. Подписание профессионального контракта со всемирной компанией «ЕМІ» и выпуск альбома группой «Гайдамаки» (бывший «Актус») — также событие безпрецедентное на нашем музыкальном рынке. Заслуживают внимания новые альбомы «Скрябіна» — «Стриптиз» и параллельного проекта «Молотов-20» — «Механічна любов». В конце года появились также свежие релизы группы: «Танок на Майдані Конго» и «Тартак» и сразу дали некоторый толчок развитию хип-хоп культуры. Ну и прекрасным рождественским альбомом порадовала Мария Бурмака. Называется он «З Янголом на плечі». Ангельскую тему в конце года продолжала группа «Небесна копалина». Их альбом «Сплять янголи» станет любимым для всех, кто не признает штампов и общих мест в музыкальном творчестве.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать