Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Особый «Платеж»

Во Львове отреставрировали уникальную картину французского автора, которую датируют XVII веком
21 января, 11:04
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЛЬВОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕЙ ИСКУССТВ им. БОРИСА ВОЗНИЦКОГО

Во Львовском дворце искусств представили «Платеж» Жоржа де Латура. Картину исследовали и реставрировали более года. Это единственная работа французского живописца на территории Центрально-Восточной Европы!

Жорж де Латур — французский живописец, который жил в XVI—XVII веках в Лотарингии на северо-востоке Франции. Творил в жанре барокко. Влияние на него имел итальянский живописец Микеланджело Караваджо.

Сегодня работы Жоржа де Латура хранятся в Лувре, Берлинской картинной галерее, Национальном музее Швеции и Музее Прадо. Среди особенностей произведений живописца — религиозные сюжеты и жанровые сцены, среди которых и картина «У процентщика», или «Платеж».

— Лотарингия, в то время, когда творил де Латур, была местом бесконечных войн. Это 30-летняя война, чума, инквизиция — чрезвычайно тяжелое время. Возможно, это связано с этим периодом — о контрибуции, об инквизиции, о выплате. Возможно, это призвание Матвея, возможно, это деньги, которые взял Иуда», — говорит о произведении Оксана КОЗИНКЕВИЧ, заведующая отделом музея Европейского искусства XIV—XVIII вв. Львовской национальной галереи имени Бориса Возницкого.

— Как эта работа попала в экспозицию Львовской галереи? Известно, что картина происходит из частного собрания Лукаша Домбского (1751—1824). Это собрание составили на протяжении второй половины ХVІІІ — начала ХІХ в. Значительную его часть составляло собрание Игнация Цетнера, белжского воеводы. После его смерти ее унаследовала дочь Анна Цетнер. За год до смерти она завещала поселение Цетнеровку со всем имуществом, в том числе и коллекцию, Лукашу Домбскому, секретарю Станов Галицийских.

Принимая во внимание то, что в четвертом браке Анна Цетнер была женой князя Шарля Эжена де Лорен Эльбер и Ламбеск (1763—1825), последнего наследника одной из ветвей лотарингского герцоргского дома Гизов, мы можем допустить, что картина была привезена из Лотарингии, рассказала искусствовед. В 1929 г. 26 июня вся коллекция этой семьи передается Национальному заведению им. Оссолинских. А в 1940 году вся сохранившаяся коллекция Любомирских передана Львовской национальной галерее. Это основа сборника.

— Эта картина наиболее путешествующая в нашей галерее, — говорит пани Оксана. — Ее отвезли впервые во Францию в 1972 году. А в 1973 г. она была в Эрмитаже. Она была в Японии, Америке. В последний раз в 2017 году ее возили в Мадрид. А теперь она готовится выехать в королевский дворец в Милан.

В галерее хотят дать надлежащее место картине — возможно, это будет отдельный зал, где будет только эта работа со специальным освещением. А также, возможно, добавить экран с ее историей.

Об особенностях реставрации картины рассказала заведующая исследовательским отделом реставрации Львовской галереи искусств имени Бориса Возницкого Инна ДМИТРУК-СОРОХТЕЙ: «Когда начались исследования у нас в мастерской, конечно, для нас стало открытием то, что авторской живописи было почти не видно. Мы насчитали 7—8 наслоений сверху, которые появились во время предыдущих реставрационных вмешательств. К сожалению, документация их не сохранена. Есть лишь свидетельство вмешательства реставраторов приблизительно век назад. Многие исследователи высказывали сомнение относительно авторства Латура. Но после исследования Латур раскрылся нам абсолютно иначе. Он глубок, объемен, такой, как мы знаем Латура в галереях мира. До того он выглядел очень плоско, очень тускло. И я верю, что историки искусства могли сомневаться в его авторстве. Кроме того, еще и не было видно подписи. Теперь подпись все-таки можно увидеть при солнечном свете.

Наши исследования показали, что Латур нарисовал это на конопляном полотне, а сдублировано оно было на льняное полотно. Это льняное полотно состарилось. Его пришлось устранить, к счастью, оно было на натуральном клее, поэтому это было легко сделать. — К слову, оригинальное полотно сохранилось лучше, чем то, на котором оно было дублировано. Все-таки защитное полотно выполнило свою функцию. Мы его сняли и храним как архив, как историю произведения. Мы подготовили новое льняное полотно. Оно будет защищать произведение».

Картину будут показывать в галерее до 26 января, а потом ее повезут на выставку в Милан.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать