От «черепахи» до храма, где рождаются звезды
16 сентября Национальная опера Украины отметит 110-летие своего здания![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20110915/4165-10-1.jpg)
Как создавалось «лицо» главной оперной сцены нашей страны? Наверное, не все знают, что с 1856 по 1896 гг. на месте столичной оперы стояло совсем другое здание театра, построенное архитектором Иваном Штромом. Именно в его стенах сформировался третий в Российской империи (после Петербурга и Москвы) оперный театр — в Киеве, открытый в 1867 г. премьерой оперы Алексея Верстовского «Аскольдова могила». Здесь зарождалась и украинская опера, впервые была показана опера Николая Лысенко «Рождественская ночь». Сюда съезжались знаменитости и здесь загорались свои звезды... Но любимое киевлянами строение постигла печальная участь: пожар за несколько часов превратил любимый горожанами храм искусств в пепелище! В огне погибли прекрасные декорации, великолепные костюмы, среди которых были настоящие доспехи, на приобретение которых антрепренер Сетов не жалел денег, ценнейшая библиотека. Пожар случился 4 февраля 1896 года после утреннего спектакля оперы «Евгений Онегин». Говорят, что из-за непогашенной в одной из гримерных свечи.
Кстати, театр был электрифицирован одним из первых в городе (в 1890 г.). По другой версии пожар случился из-за пыжа, вылетевшего из пистолета актера, исполняющего роль Онегина в сцене дуэли с Ленским...Три дня киевляне наблюдали агонию постройки, и только по счастливой случайности никто из его обитателей не пострадал. Правда, согласно газетной хронике, погибли трое пожарных.
И на пять лет Киев остался без театра! Тогдашня власть города объявила конкурс на лучший проект театрального здания, в котором приняли участие двадцать архитекторов из разных стран. Победил известный проектировщик театральных помещений, академик Виктор Александрович Шретер, главный архитектор дирекции Императорских театров. Его эскизы в стиле «неоренессанс» гармонировали с уже сформировавшимся обликом улиц Владимирской и Фундуклеевской. Осенью 1897 г. произошла торжественная закладка нового здания. Подряд на строительство от Городской Думы получил киевский архитектор В. Николаев, под руководством которого на муниципальные средства был воплощен последний шедевр В. Шретера. Автор не дожил до окончания строительства несколько месяцев и не увидел, насколько тонко его детище вписалось в киевский архитектурный ансамбль.
Планировалось завершить здание в 1900 году, но, несмотря на бурные темпы (на строительстве было занято от 300 до 500 рабочих и более 60 лошадей), понадобился еще целый год. Проект во всей конкурсной красе не укладывался в смету, предлагаемые материалы заменялись на более дешевые... Претензии предъявляли не только специалисты по строительным работам, но и духовенство, протестовавшее против помещения герба Киева, каковым служило изображение архистратига Михаила, между двумя полуобнаженными женскими скульптурами (кассолитами). Митрополит требовал замены этого рельефа другим (и герб над театром не появился). Монтировалась выполненная венской фирмой Кона изогнутая, обитая «трипом» мебель, роскошная люстра воцарялась над партером, устанавливались металлические конструкции на сцене, под ней — машины для передвижения кулис, братья Лафайет работали над парадным занавесом...
И вот 16 сентября 1901 года изысканная публика с волнением пришла на долгожданное открытие театра. И не была разочарована. Зеркала, позолота, бронза, узорная лепнина стен и потолка, мрамор лестниц и мозаика пола — и все это в сдержанных, пастельных тонах. Огромный четырехъярусный зал на 1650 мест, темновишневый бархат венских кресел в партере и ложах, сотни изящных светильников и царица-люстра в центре кружевного потолка.
Первые же аккорды кантаты «Киев», специально к открытию написанной шведским композитором В. Гартевельдом на слова Медведкова, убедили публику, что акустически новый театр совершенен (кстати, среди инженерных ухищрений почти все поверхности стен и колонн зрительного зала под штукатуркой были обшиты камышовыми циновками). Сезон открыла опера М. Глинки «Жизнь за царя». Несколько месяцев купить билеты в оперу было невозможно, — киевляне, казалось, в деталях знакомились со своим театром.
Конечно, не обошлось без критики. В газете «Киевлянин» автор заметки «Киевский городской театр» назвал здание театра «крайне непривлекательным», сравнивая его с «огромной неуклюжей черепахой», сидящей посреди площади. Внутреннее убранство, по его субъективному мнению, «отличается простотой и даже бедностью». Тем не менее — не отказал ему в «некоторой изящности»...
За первый сезон в новом здании силами трех дирижеров (И. Палицын, Е. Купер, Д. Пагани), режиссером (Я. Гельрот), балетмейстером (С. Ленчевский) и трех художников (С. Эвенбах, С. Мягков и И. Блюменау) было осуществлено 28 постановок! Славу оперной труппы составляли: Платон Цесевич — выдающийся бас, которого называли «двойником Шаляпина», Александр Мосин — прекрасный драматический тенор, один из первых заслуженных артистов Украины, Елена Петляш — первая украинская Сантуцца в «Сельской чести», а также Клара Брун, покорившая своим мощным сопрано Европу.
Современно оборудованная сцена, прекрасная акустика зала, а также слава Киева — как одного из крупнейших музыкальных центров — влекла сюда известнейших гастролеров. Вскоре киевляне смогли полной мерой насладиться мощью голоса Федора Шаляпина, первым из гастролеров оценившего достоинства театра. Вслед за ним здесь пели: Маттиа Баттистини, Мария Гальвани, Аделина Падовани.
Но не только имена входят в историю, название спектакля также может в силу сложившихся обстоятельств стать историческим. Так, 1 сентября 1911 г. на спектакле «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова, в присутствии царской семьи, анархистом Богровым был смертельно ранен премьер-министр Петр Столыпин, гибель которого резко изменила вектор мировой истории.
В ту пору в царской России бурлили революционные страсти. После 1917-го борьба за украинскую государственность активизировала становление национальной культуры. Впервые на оперной сцене зазвучали классические оперы в украинском переводе, началась работа над «Утопленницей» Лысенко. Но падение УНР остановило едва начавшийся процесс.
А над театром нависла угроза уничтожения, как очага чуждого трудящимся массам буржуазно-аристократического культурного наследия. Слава Богу, не без вмешательства Л. Собинова, возглавлявшего тогда дирекцию театра, ограничились лишь переименованиями театра и попытками пролетаризировать сюжеты опер, а также некоторыми архитектурными изменениями (во время первой реконструкции 1936—1937 гг. парадный занавес был увенчан советской гербовой символикой и расшит изображением серпа и молота).
Премьерами театра были: Елена Воронец, Ольга Монская, Мария Донец-Тессейр, Мария Литвиненко-Вольгемут, Федор Орешкевич, Михаил Микиша, Михаил Донец, Юрий Кипоренко-Доманский. Когда в 1926 г. была официально сформирована балетная труппа, в ней танцевали Бронислава Нижинская и Александра Гаврилова. В это время театр получил название Киевской государственной академической украинской оперы (а имя Тараса Шевченко было присвоено театру 5 марта 1939 года, в ознаменование 125-летия со дня рождения великого Кобзаря).
Репертуар украшали: «Наталка Полтавка», «Запорожец за Дунаем», «Тарас Бульба», «Лесная песня», «Лилея» и др. На киевской сцене выступала мощная плеяда украинских артистов: Оксана Петрусенко, Мария Сокол, Николай Частия, Иван Паторжинский, Михаил Гришко, Петр Белинник, Андре Иванов, Зоя Гайдай, Лариса Руденко, Борис Гмыря, Владимир Преображенский... Творческий процесс осуществляли выдающиеся личности: Пазовский, Козицкий, Вериковский, Дранишников, Смолич, Тольба, Манзий, Хвостенко-Хвостов, Петрицкий, Жуков и др.
Новая угроза нависла над зданием театра во время Второй мировой войны, но, к счастью, оно почти не пострадало. Два года в нем хозяйничали фашисты. Уже с начала 1942 г. «Большая Киевская опера» возобновила регулярные спектакли. Хотя киевским подпольем разрабатывался план подрыва здания оперы, — ведь на спектакли собирался практически весь офицерский состав фашистов. А однажды, 2 мая 1943 года, во время авианалета в здание театра попала бомба. Пробив крышу и пол в партере, убив нескольких офицеров, бомба оказалась в подвале (но не взорвалась, увязнув в песке, которым был заполнен цоколь)...
Первым спектаклем после освобождения Киева стала «Наймычка» Михайла Верикивского, а также были восстановлены классические спектакли. В послевоенном театре зазвучали голоса: Таисии Пономаренко, Веры Любимовой, Елизаветы Чавдар, а балетоманы восторгались танцем: Лидии Герасимчук, Анатолия Белова, Николая Апухтина, Зинаиды Лурье, Александра Сегаля, Евгении Ершовой...
В 1950—1960 гг. мастера киевской оперы поставили произведения Николая Лысенко: «Наталка Полтавка», «Утопленница», «Тарас Бульба», «Рождественская ночь», «Энеида», детские оперы «Зима и весна», «Пан Коцкий», а также постановки произведений современных украинских композиторов, среди которых «Богдан Хмельницкий» К. Данькевича занимает особое место силой воплощения национального духа, оперы и балеты Г. Майбороды, В. Губаренко, В. Гомоляки, В. Кирейко (с успехом шедшие в разные годы и определившие дальнейшую судьбу театра как Национальной оперы Украины). Следует отметить, что театр всегда находится в поиске высокохудожественных образцов, достойных представлять украинское искусство на главной оперной сцене страны. Свидетельством тому являются постановки современных опер — «Ярослав Мудрый» Г. Майбороды, «Боярыня» В. Кирейко, «Моисей» М. Скорика.
В 1980-е здание столичной оперы реконструировали. Была на целый этаж поднята крыша над зрительным залом, что позволило улучшить техническое оснащение сцены, расширена за счет первых рядов партера оркестровая яма, сооружена пристройка для балетных классов. Многое изменилось, но к архитектурной стороне отнеслись очень бережно, выдержав стилистику и ансамбль первоначальной постройки.
Славу киевской сцены приумножили: Федор Нирод, Стефан Турчак, Константин Симеонов, Вениамин Тольба, Олег Рябов, Ирина Молостова, Дмитрий Смолич, Владимир Скляренко, Анатолий Шекера, Борис Гмыря, Юрий Гуляев, Анатолий Соловьяненко, Михаил Гришко, Василий Третьяк, Николай Шопша, Лев Венедиктов, Дмитрий Гнатюк, Анатолий Мокренко, Евдокия Колесник, Белла Руденко, Анатолий Кочерга, Евгения Мирошниченко, Гизела Ципола, Мария Стефюк, Валерий Ковтун, Татьяна Таякина и многие другие мастера...
Сегодняшний день театра — это: высокопрофессиональный оркестр, которым долгие годы руководил главный дирижер Владимир Кожухарь, всемирно известный хор (главный хормейстер Лев Венедиктов), балет (худрук Виктор Яременко), огромный художественный цех во главе с Марией Левицкой, а также обширный оперный и балетный репертуар, его презентуют нынешние звезды, которые своим мастерством пишут новые страницы творческой летописи Национальной оперы Украины.
Выпуск газеты №:
№165, (2011)Section
Культура