От Золушки до Даниэлы Екатерина
Екатерина Алаева — солистка балета Национальной оперы Украины — празднует пятнадцатый сезон в театре
Изысканная афиша приглашает зрителей на спектакль «Даниэла» Михаила Чембержи, в котором образ главной героини стал для балерины одним из судьбоносных в творчестве. Кто кого выбирал: танцовщица роль или наоборот — ее Даниэла нашла свою звездную исполнительницу? В карьере артиста «судьба», «счастливый случай», «интуиция» — самые распространенные определения. Алаева — лауреат V Международного конкурса артистов балета им. Сержа Лифаря, дипломант X Международного конкурса артистов балета им. Ю. Григоровича. Екатерина закончила Пермское государственное хореографическое училище и с 1998 г. работает в труппе Национальной оперы Украины. У нее есть и режиссерское образование — закончила Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого (режиссура классического балета), а в 2010-м — магистратуру (организация театрального дела)...
— Свой путь на киевской сцене я начинала с кордебалета, потом были четверки, тройки, двойки. И это школа вхождения не только в избранную тобой профессию, но и в коллектив, и в спектакль, — говорит Екатерина АЛАЕВА. — Когда знаешь порядок всей постановки, когда знаешь, что происходит у тебя за спиной или по бокам, намного увереннее чувствуешь себя, когда берешь на себя смелость выйти в сольной, а то и главной партии.
— Но, кроме собственного желания, должен быть определенный толчок, знак, что пора ступать на высшую ступень. Дало ли вам это уверенность в том, что вы способны на большее?
— Думаю, это произошло после Московского конкурса артистов балета в 2005 году. Там я получила диплом, но он дорогого стоит. Конкурсные испытания закаляют характер, и завершился период ученичества. Первым моим «взрослым» спектаклем стала «Сильфида». И хотя до этого я уже станцевала несколько сольных и главных партий в детских спектаклях — Редисочку в «Чиполлино», Белоснежку — и не могу сказать, что их танцевать легче, чем что-то другое, поскольку ребенка не проведешь: ему нужно показать все, на что ты способен, и чтобы тебе поверили... И все же с первого вставания на пуанты каждая из балерин мечтает о ролях, составляющих хрестоматийную галерею образов. Теперь уже в моем репертуаре имеется Клара из «Щелкунчика» и Кармен, Аврора из «Спящей красавицы» и Жизель, Мальвина и Аннель в «Венском вальсе»...
В балете «Даниэла» меня подкупила возможность в одном спектакле сыграть несколько противоположных характеров, настроений, стилей. Меня вводили в готовый спектакль. Сначала хореограф Анико Рехвиашвили меня назначила на другую партию — Софи, подружки и альтер эго Даниэлы. Но, посмотрев спектакль, я поняла, что хочу станцевать именно главную героиню, во всех ее разных ипостасях. Меня поразила полифоническая музыка Михаила Чембержи, сценография Анатолия Иконникова (особенно сцены замка, ада, фантасмагоричность, исчезновение, мгновенные перевоплощения, откровенная эффектность). Постепенно я прониклась каждой деталью спектакля. Анико Рехвиашвили поняла мое желание быть разной в «Даниэле» — и вот уже пятый сезон я танцую главную партию в этом балете. За это время сложился наш творческий дуэт с Александром Шаповалом, исполнителем главной мужской партии — Федерико. Этот солист помог мне создать образ Даниэлы — страстной, лиричной...
— Современная ритмика требует от танцовщика особой сосредоточенности или как-то иначе фиксируется в хореографическом рисунке? Ведь это музыка «с характером»!
— Мне сразу понравилась мелодика и структура любовного адажио. Честно говоря, именно из-за него и захотелось танцевать Даниэлу. Постепенно, прислушиваясь к музыке Чембержи, улавливала то настроение, которое заложено композитором в музыку, а на сцене я добавляла свою эмоцию, чтобы полнее раскрыть образ героини. «Даниэла» — это современный балет о вечной теме жизни, где Он и Она. Герои не знают, где встретятся, но это обязательно произойдет, и они поймут, что это настоящая любовь, когда их сердца забьются в унисон! Важно верить, что у каждого человека есть свое небесное зеркало, дарующее тепло, веру и надежду. Этот балет — ода Любви с большой буквы.
Выпуск газеты №:
№41, (2013)Section
Культура