Перейти к основному содержанию

Паола РОМАНО: «Мода — дама переменчивая, а опера будет вечно»

Впервые в Украине выступила известная примадонна, которая стала почетным гостем Международного фестиваля «Итальянская опера на киевской сцене»
07 декабря, 19:41
ПАОЛА РОМАНО ДЕБЮТИРОВАЛА НА КИЕВСКОЙ СЦЕНЕ В ОПЕРЕ «АИДА» ДЖ. ВЕРДИ, ИСПОЛНИВ ГЛАВНУЮ ПАРТИЮ / ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА / «День»

Паола Романо (сопрано) имеет большой список вокальных побед. Она выступала во многих престижных оперных театрах Европы и Америки, постоянная участница популярных среди меломанов оперных сезонов в Вероне «Арена» и Пуччиниевского фестиваля в Торре- дель-Лаго (Италия). Певица сотрудничала со знаменитыми дирижерами и режиссерами нашего времени, была партнершей легендарных вокалистов, в частности, Хосе Каррероса, Лучано Паваротти, Ренато Брузона.

На украинской сцене Паола Романо дебютировала в знаменитой вердиевской опере «Аида», исполнив главную партию эфиопской царицы Аиды, рабыни Амнерис. Певица высоко оценила мастерство своих коллег по спектаклю — премьеров Национальной оперы Александра Гурца (Радамес), Ивана Пономаренко (Амонасро) и Аллу Позняк (Амнерис).

— Мне приходилось принимать участие в разных вердиевских операх, но киевская «Аида», несмотря на то, что поставлена традиционно, мне очень понравилась, — призналась П. Романо. — Она поставлена именно так, как написана композитором. Спектакль зрелищный, ведь события развиваются во времена правления фараонов в Египте, и вместе с тем здесь очень тонко передана драматургия сюжета, в основу которого положена история о борьбе египетских фараонов с эфиопами на фоне любовного треугольника: египетского полководца Радамеса, рабыни Аиды и дочери фараона Амнерис. Этот спектакль — психологическая драма, когда героям предстоит делать выбор между долгом и честью, предательством и любовью, независимостью родины и ревностью...

Я быстро и очень органично вписалась в украинскую актерскую команду. Этот спектакль (постановщик Д. Гнатюк. — Т. П. ) сделан с большой любовью к первоисточнику. Режиссер отказался от новомодных «наворотов», которыми часто сегодня грешат некоторые современные режиссеры. В спектакле все подчинено музыке, а сюжет и вокальные партии только придают оттенки постановке. Судя по этой работе, у вас бережно относятся к классике и продолжают лучшие оперные традиции итальянской театральной школы. Мне кажется, что авангард только помешал бы спектаклю. Я вспоминаю свой опыт выступления в «Аиде» в осовремененной версии, созданной в Германии. Поверьте, ничего кроме разочарования тот спектакль мне не принес. Вроде та же восхитительная музыка, но режиссерские «находки» буквально угробили оперу. Я пела во многих версиях «Аиды» и считаю, что это произведение требует от постановщика очень тонкого сценического воплощения музыки Дж. Верди.

— Но сегодня многие оперные режиссеры предпочитают делать именно современные вариации на классический сюжет, а традиционные постановки отходят в прошлое. Вы против авангарда в опере?

— Я не против творческих поисков, но мне кажется, что для этого существуют произведения современников, и не стоит наследие классиков кроить в угоду моде. Мода — дама переменчивая, а опера будет вечно! Конечно, бывают интересные режиссерские решения классических произведений, но, к сожалению, неудач больше, чем открытий. Мне кажется, что Дж. Верди — самодостаточный композитор. Если постановщик внимательно прочитает партитуру, то там все написано. Причем маэстро дает в каждой своей опере полет для интерпретации: как для музыкантов, так и для певцов. Я не против авангардных постановок в опере, нет. Можно экспериментировать, но важно перед началом работы поставить постановщику перед собой один вопрос: зачем он это делает и чего хочет добиться? Если только выразить свое творческое эго, то, может, не стоит беспокоить классика? А взять сочинение своего современника, который сможет защитить свое детище. Я не думаю, что авангард расширяет ряды зрителей. Во всем мире есть почитатели и тонкие ценители оперы как прекрасного жанра искусства. Уже с момента рождения оперы публика приходит в театр за тем, чтобы насладиться музыкой, пением, а разные режиссерские изыски — только «упаковка», а подчас просто «мишура». Настоящие оперные меломаны могут даже глаза закрыть, чтобы ничто не отвлекало от того мгновения, ради которого они собственно пришли в театр, — например, прослушать любимую арию. Поймите меня правильно, я за Искусство с большой буквы во всем.

— У вас были разные партнеры на сцене. Что запомнилось, когда вы выступали со своим знаменитым соотечественником, великим тенором Лучано Паваротти?

— Он — суперпевец, прекрасный партнер! Разговоры о его капризном нраве сильно раздуты прессой. Лучано знает себе цену, и он всегда относился к каждому выступлению очень ответственно. Требует высокой профессиональности и четкости от всех, занятых в постановке. Я бы не назвала его капризным. Ведь высокие требования он выдвигает не только к окружающим артистам, но и прежде всего к себе. Как правило, его замечания всегда очень точны, и они идут только на пользу спектаклю. Мы вместе пели в опере Филадельфии. Жаль, что Паваротти решил завершить свою певческую карьеру...

— В этом году Лучано Паваротти в рамках своего прощального турне впервые выступал в Киеве. Пел прекрасно, но весь концерт просидел в кресле (избыточный вес плюс в этом году он перенес операцию на шейном позвонке). Из-за проблем со здоровьем он решил завершить свою карьеру певца?

— Более 40 лет Паваротти служил опере. Многие годы его по праву считали лучшим тенором Италии. Благодаря его мастерству, интерес к оперному искусству возрос во многих странах мира. Но не следует забывать, что для певца 70 лет — солидный возраст, особенно для тенора. Каждому артисту когда-то предстоит сделать нелегкий шаг — закончить выступать. «Король бельканто» ушел на пике славы. Его прощальный тур проходил по 40 странам мира. Несмотря на грусть, что он прекращает петь и второго Лучано Паваротти никогда не будет, есть надежда, что он подготовит новое поколение прекрасных оперных певцов. Ведь он не порывает с музыкой. Насколько я знаю, Лучано собирается заняться преподавательской деятельностью.

— А вы преподаванием занимаетесь?

— Нет. Совмещать гастрольную деятельность и преподавание у меня не получается. Может, когда перестану выступать, тогда буду преподавать вокал.

— Удалось ли вам что-то посмотреть в нашем городе, с кем-то пообщаться — кроме коллег-артистов?

— Я впервые в Киеве и восхищена вашей столицей. Мне удалось немного поездить по городу. Меня просто переполняют впечатления. С одной стороны, Киев — древний и очень красивый город, а с другой — в нем чувствуется современный европейский стиль. Мне рассказывали, что лучшее время для экскурсий — весна, когда цветут киевские каштаны, делающие вашу столицу особенно красивой, но мне кажется, что и сейчас город имеет свое особое очарование. Я мечтаю приехать еще раз.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать