Паола РОМАНО: «Мода — дама переменчивая, а опера будет вечно»
Впервые в Украине выступила известная примадонна, которая стала почетным гостем Международного фестиваля «Итальянская опера на киевской сцене»
Паола Романо (сопрано) имеет большой список вокальных побед. Она выступала во многих престижных оперных театрах Европы и Америки, постоянная участница популярных среди меломанов оперных сезонов в Вероне «Арена» и Пуччиниевского фестиваля в Торре- дель-Лаго (Италия). Певица сотрудничала со знаменитыми дирижерами и режиссерами нашего времени, была партнершей легендарных вокалистов, в частности, Хосе Каррероса, Лучано Паваротти, Ренато Брузона.
На украинской сцене Паола Романо дебютировала в знаменитой вердиевской опере «Аида», исполнив главную партию эфиопской царицы Аиды, рабыни Амнерис. Певица высоко оценила мастерство своих коллег по спектаклю — премьеров Национальной оперы Александра Гурца (Радамес), Ивана Пономаренко (Амонасро) и Аллу Позняк (Амнерис).
— Мне приходилось принимать участие в разных вердиевских операх, но киевская «Аида», несмотря на то, что поставлена традиционно, мне очень понравилась, — призналась П. Романо. — Она поставлена именно так, как написана композитором. Спектакль зрелищный, ведь события развиваются во времена правления фараонов в Египте, и вместе с тем здесь очень тонко передана драматургия сюжета, в основу которого положена история о борьбе египетских фараонов с эфиопами на фоне любовного треугольника: египетского полководца Радамеса, рабыни Аиды и дочери фараона Амнерис. Этот спектакль — психологическая драма, когда героям предстоит делать выбор между долгом и честью, предательством и любовью, независимостью родины и ревностью...
Я быстро и очень органично вписалась в украинскую актерскую команду. Этот спектакль (постановщик Д. Гнатюк. — Т. П. ) сделан с большой любовью к первоисточнику. Режиссер отказался от новомодных «наворотов», которыми часто сегодня грешат некоторые современные режиссеры. В спектакле все подчинено музыке, а сюжет и вокальные партии только придают оттенки постановке. Судя по этой работе, у вас бережно относятся к классике и продолжают лучшие оперные традиции итальянской театральной школы. Мне кажется, что авангард только помешал бы спектаклю. Я вспоминаю свой опыт выступления в «Аиде» в осовремененной версии, созданной в Германии. Поверьте, ничего кроме разочарования тот спектакль мне не принес. Вроде та же восхитительная музыка, но режиссерские «находки» буквально угробили оперу. Я пела во многих версиях «Аиды» и считаю, что это произведение требует от постановщика очень тонкого сценического воплощения музыки Дж. Верди.
— Но сегодня многие оперные режиссеры предпочитают делать именно современные вариации на классический сюжет, а традиционные постановки отходят в прошлое. Вы против авангарда в опере?
— Я не против творческих поисков, но мне кажется, что для этого существуют произведения современников, и не стоит наследие классиков кроить в угоду моде. Мода — дама переменчивая, а опера будет вечно! Конечно, бывают интересные режиссерские решения классических произведений, но, к сожалению, неудач больше, чем открытий. Мне кажется, что Дж. Верди — самодостаточный композитор. Если постановщик внимательно прочитает партитуру, то там все написано. Причем маэстро дает в каждой своей опере полет для интерпретации: как для музыкантов, так и для певцов. Я не против авангардных постановок в опере, нет. Можно экспериментировать, но важно перед началом работы поставить постановщику перед собой один вопрос: зачем он это делает и чего хочет добиться? Если только выразить свое творческое эго, то, может, не стоит беспокоить классика? А взять сочинение своего современника, который сможет защитить свое детище. Я не думаю, что авангард расширяет ряды зрителей. Во всем мире есть почитатели и тонкие ценители оперы как прекрасного жанра искусства. Уже с момента рождения оперы публика приходит в театр за тем, чтобы насладиться музыкой, пением, а разные режиссерские изыски — только «упаковка», а подчас просто «мишура». Настоящие оперные меломаны могут даже глаза закрыть, чтобы ничто не отвлекало от того мгновения, ради которого они собственно пришли в театр, — например, прослушать любимую арию. Поймите меня правильно, я за Искусство с большой буквы во всем.
— У вас были разные партнеры на сцене. Что запомнилось, когда вы выступали со своим знаменитым соотечественником, великим тенором Лучано Паваротти?
— Он — суперпевец, прекрасный партнер! Разговоры о его капризном нраве сильно раздуты прессой. Лучано знает себе цену, и он всегда относился к каждому выступлению очень ответственно. Требует высокой профессиональности и четкости от всех, занятых в постановке. Я бы не назвала его капризным. Ведь высокие требования он выдвигает не только к окружающим артистам, но и прежде всего к себе. Как правило, его замечания всегда очень точны, и они идут только на пользу спектаклю. Мы вместе пели в опере Филадельфии. Жаль, что Паваротти решил завершить свою певческую карьеру...
— В этом году Лучано Паваротти в рамках своего прощального турне впервые выступал в Киеве. Пел прекрасно, но весь концерт просидел в кресле (избыточный вес плюс в этом году он перенес операцию на шейном позвонке). Из-за проблем со здоровьем он решил завершить свою карьеру певца?
— Более 40 лет Паваротти служил опере. Многие годы его по праву считали лучшим тенором Италии. Благодаря его мастерству, интерес к оперному искусству возрос во многих странах мира. Но не следует забывать, что для певца 70 лет — солидный возраст, особенно для тенора. Каждому артисту когда-то предстоит сделать нелегкий шаг — закончить выступать. «Король бельканто» ушел на пике славы. Его прощальный тур проходил по 40 странам мира. Несмотря на грусть, что он прекращает петь и второго Лучано Паваротти никогда не будет, есть надежда, что он подготовит новое поколение прекрасных оперных певцов. Ведь он не порывает с музыкой. Насколько я знаю, Лучано собирается заняться преподавательской деятельностью.
— А вы преподаванием занимаетесь?
— Нет. Совмещать гастрольную деятельность и преподавание у меня не получается. Может, когда перестану выступать, тогда буду преподавать вокал.
— Удалось ли вам что-то посмотреть в нашем городе, с кем-то пообщаться — кроме коллег-артистов?
— Я впервые в Киеве и восхищена вашей столицей. Мне удалось немного поездить по городу. Меня просто переполняют впечатления. С одной стороны, Киев — древний и очень красивый город, а с другой — в нем чувствуется современный европейский стиль. Мне рассказывали, что лучшее время для экскурсий — весна, когда цветут киевские каштаны, делающие вашу столицу особенно красивой, но мне кажется, что и сейчас город имеет свое особое очарование. Я мечтаю приехать еще раз.
Выпуск газеты №:
№227, (2005)Section
Культура