Первая украинская Кармен
Легенда украинского балета Валентина Калиновская празднует юбилей![](/sites/default/files/main/articles/24072013/10kalin3.jpg)
Быть первой — такая ей выпала судьба. Самородок, выросший в семье, к балету и искусству не имеющей отношения, должен был непременно доказать свое право на исключительность. Отец, работник мебельной фабрики, не слишком-то приветствовавший выбор дочери, сказал однажды, как печать поставил: «Раз уж выбрала такую профессию балерины, то должна быть первой»!
В Киевском хореографическом училище ее педагогами были ученицы Агрипины Вагановой — Антонина Ярыгина и Галина Березова. На выпускном экзамене Валя Калиновская удостоилась редчайшего по тем временам права, предоставлявшегося лучшим из лучших, — танцевать в дуэте с ведущим солистом театра Робертом Клявиным. Это выступление стало сенсацией и счастливой встречей: с того вальса, завершившего ученический период Калиновской, и начался долгий творческий союз двух великолепных танцовщиков.
Придя в 1957 году в Киевский театр оперы и балета, ее мощный артистический потенциал уже через два месяца вывел Валентину в ряды солисток. Поддерживаемая своим партнером Р. Клявиным, который еще в студентке разглядел приму, Калиновская смело поднялась в балетные небеса. Ее первой сольной партией стала девушка-птица Сюимбике в очень популярном в то время балете-легенде Фарида Яруллина «Шурале». Птица, сжигающая крылья ради земной любви! Практически сразу определился круг ролей, в которых как нельзя ярче блестал артистический талант классической балерины с драматическим амплуа: Эгина в «Спартаке», Хозяйка Медной горы в «Каменном цветке», Мехмене-бану в «Легенде о любви», Медора в «Корсаре», Зарема в «Бахчисарайском фонтане», Анна Каренина... Каждая героиня Калиновской — настоящий сгусток страстей, характера и чувств! Неумолимость и самоотречение — два полюса женской страсти. Ну и, конечно, — искрометные испанки — Китри в «Дон Кихоте», донна Анна в «Каменном господине» и... Кармен — первая на киевской сцене и эталонная для последующих поколений исполнительниц.
Кармен — любимый образ, выношенный в мечтах, пропущенный через собственное мироощущение. Когда в 1973 году готовилась киевская версия «Кармен-сюиты», хореографический рисунок партии, создававшейся кубинским хореографом Альберто Алонсо для единственной на советской балетной сцене ее исполнительницы — Майи Плисецкой — был несколько видоизменен братьями Плисецкими, с учетом особенностей, пластических и личностных, Валентины Калиновской. Она не побоялась соперничества с неповторимой Майей и создала, по мнению Бориса Мессерера, художника-постановщика спектакля, «неожиданно своеобразный, многогранный характер вольнолюбивой и гордой женщины». Сама же Валентина Федоровна признается, что с тех пор, как увидела «Кармен-сюиту» в Большом театре, уже ни о чем больше не могла думать... Созданный Алонсо графический рисунок танца Кармен Валентина Калиновская наполнила с чувством, своим пониманием вечной драмы любви: «Образ Кармен дал мне возможность слить в едином сплаве самую изысканную современную хореографию с мыслью и чувством, что дает ни с чем не сравнимое наслаждение одухотворенным танцем», — признается В. КАЛИНОВСКАЯ. А сам хореограф, сравнивая двух Кармен, говорил в беседе с профессором Станишевским: «Это две разные Кармен: Плисецкая играет мстительную, демоническую женщину, а Калиновская танцует огненную страсть, большую, искреннюю любовь. Я видел всех самых выдающихся балерин наших дней и могу утверждать наверняка, что никто не умеет так впечатляюще танцевать женскую любовь, как украинская Валентина Калиновская»...
Вот уже сорок лет «Кармен-сюита» не сходит со сцены Национальной оперы Украины. Выходит — двойной юбилей. Ведь именно этим горячо любимым спектаклем Валентина Федоровна завершила свою танцевальную карьеру — на пике славы, в отличной форме, навсегда оставшись примой. Она стала первой украинской балериной, удостоенной высочайшего тогда звания — народной артистки СССР, первой, станцевавшей в составе труппы Большого театра, как специально приглашенная из Украины балерина. Единственной народной артисткой, решившейся совместить карьеру и семью. Родила двоих детей (ее сыновья, Алексей и Максим тоже стали артистами балета: Максим Мотков сейчас — ведущий солист Национальной оперы, народный артист Украины). Талантом Валентины Калиновской восхищались многие, в том числе и революционный президент Кубы Фидель Кастро... А сколько соблазнительных предложений проигнорировала Валентина Федоровна!
Она парила на сцене, заставляя замирать сердца зрителей, а вне театра всегда превыше всего ставила семейные ценности — дом и очаг. Сегодня ее главная радость — внук. Ныне Калиновская как педагог-репетитор передает секреты своего творчества молодым артистам.
Выпуск газеты №:
№129, (2013)Section
Культура