Песни украинского духа
На протяжении двух вечеров в Киеве выступали победители Всеукраинского фестиваля «Червона рута-2015»Концерты проходили на сцене Киевского муниципального театра оперы и балета для детей и юношества. Молодые вокалисты выступали в сопровождении симфонического оркестра и хора театра с привлечением сессионных музыкантов (клавишные, соло— и бас-гитары, ударные), исполнили неповторимые композиции Владимира Ивасюка и легендарные песни Украинской Повстанческой Армии (в авторской обработке известного львовского композитора Романа Мельника, который прошлой весной преждевременно отошел в лучший мир).
Фактически впервые в Киеве на большой оперной сцене прозвучали песни периода освободительных движений и борьбы за независимость Украины, которые пели в лесных чащах или у костра (собственно, одна песня именно так и называлась — «При ватрі» — ее замечательно исполнила 10-летняя дипломантка «Червоної Рути-2015» Марьяна Слюсар из села Студеная в Винницкой области), и большой массив популярных и малоизвестных песен Владимира Ивасюка в талантливых современных оркестровых «нарядах».
В сентябре далекого 1970 г. — то есть ровно сорок пять лет назад на Черновицком телевидении впервые транслировалась легендарная ныне песня 21-летнего композитора Владимира Ивасюка «Червона рута», которая перевернула представление о современной эстраде, покатилась по миру, быстро заполонила поприща СССР, смело перешла границы «железного занавеса», отделявшего страну от цивилизованного мира, и вскоре стала гимном мирового украинства. Но далеко не все сегодня знают, что эта композиция стала результатом многолетнего кропотливого труда автора (изучение народных легенд, проработки фольклорных сборников, поиски в них нужной интонации...). В творчестве В. Ивасюка органично сплелись южноукраинская напевность (мама его была родом из Херсонской области, пела много песен) и требовательные западноукраинские ритмы (родился и начальное образование получил на Буковине). А непокоренный дух передал ему отец Михаил Григорьевич, который подвергался репрессиям и попробовал тюремной баланды за пресловутый «национализм»! Расцвет творчества В. Ивасюка пришелся на период застоя, поэтому единственным разрешенным пристанищем (и проявлением) украинскости оставалась песня, и он вывел ее на недосягаемый и до сих пор уровень. Вознес на пьедестал и заставил едва ли не весь мир петь по-украински.
Песни УПА еще совсем недавно были достоянием устного народного творчества на Западной Украине, но и сегодня еще не стали достоянием широкой общественности. 4-й том «Украинской музыкальной энциклопедии» с фундаментальной статьей «Повстанческие песни» Оксаны Шевчук только готовится к печати... а между тем они (как засвидетельствовал концерт) удивительно актуальны сегодня.
Фактически все песни (как героические, так и лирические), овеянные ореолом их творцов, передают силу и несокрушимость украинского духа и соборности нашей Отчизны. Аранжировка Р. Мельника стала тем драматургическим «цементом», который объединил отдельные номера в целостную программу патриотического направления, придал им симфоническую звучность благодаря широким оркестровым вступлениям, игре тембров, полифоническим переплетениям, использованию разной — джазовой и рок-стилистики, в сочетании с элементами академической музыки разных эпох и стилей и т.п.
Роман Мельник родился на Закарпатье в патриотичной семье, многие члены которой принимали непосредственное участие в освободительных движениях. Музыкальное образование он получал в Киевской десятилетке, Ивано-Франковском музыкальном училище и Ленинградской консерватории как блестящий фаготист. С 1985 г. он жил и работал во Львове: был артистом оркестра Оперного театра и Филармонии, преподавателем Львовской музыкальной десятилетки и др. Внес весомый вклад в украинскую культуру: в его наработке свыше 500 произведений, среди которых — балет «Прозрей!», музыка к театральным спектаклям («Выборы» и «Новогоднее представление»), оркестрово-инструментальные композиции, в частности фантазии на темы украинских песен, песен The Beatles, попурри на песни В. Ивасюка и т.п. Но больше всего обработок песен: украинских народных, в частности колядок, стрелецких и песен УПА, а также произведений Я. Барнича, А. Билаша, И. Билозира, В. Ивасюка, В. Михайлюка, М. Скорика и др. Лауреат первой «Червоної рути-89» в составе группы «Млин», Р. Мельник написал около 100 песен для конкурсантов фестиваля (чего стоит только «Білий вовк на червонім снігу» на стихи В. Цибулько, с которыми они получили известность и признание). На протяжении 2007—2012 гг. Мельник сосредоточился на национально-патриотической тематике, создавал музыку для концертных программ группы «Соколы», капеллы «Трембита», хора «Дударик» и др. Еще в 2006-м он создал инструментальный вариант популярной повстанческой песни «Лента за лентою», синтезировав в ней черты походного марша и болеро. В 2009 г. на стихи львовского поэта Ивана Пазина был создан цикл героических оркестровых миниатюр («Передмова до героїки», «Бункер», «Дух воїна», «Слався!» и др. — в концерте текст читал Герой Украины Анатолий Паламаренко). Даже в страшном сне не могли авторы тогда представить, что их песенные «детища» станут удивительно актуальными и будут звучать в память о погибшем в августе 2014 г. под Иловайском сыне поэта Тарасе. «Лебединой песней» Р. Мельника стала песня с красноречивым названием «Побратими», созданная в конце 2014 года как непосредственный отзыв на события на Донбассе. Только оркестровую версию композитор сделать не успел.
Авторские и аранжированные песни Романа Мельника исполнили юные лауреаты фестиваля «Червона рута— 2015», недавно проведенного в прифронтовом Мариуполе. Ульяна Ольгина (г. Калиновка Винницкой обл., Вторая премия), Юлия Буско (Львов, Третья премия), Изабелла Иващенко (г. Нежин Черниговской обл., Третья премия), Антон Якубовский (Вторая премия) и Дарья Дергач (Первая премия) из Запорожья и Диана Шевчук (село Буяны на Волыни, Первая премия) — по сравнению с выступлениями в Мариуполе они продемонстрировали явный прогресс в умении держаться на сцене, вокальном мастерстве, сценическом движении (приятно, что молодежь не почивает на лаврах, а движется вперед) — пропустили песни через сердце и душу, и это не могло не найти отклика у благодарной публики. Особенно трогательно прозвучала «Колискова для Оксаночки» (младшая сестра композитора Оксана Ивасюк присутствовала в зале). Замечательно звучали оркестр (дирижеры Сергей Голубничий и Назар Якобенчук) и хор (хормейстер — Анжела Масленникова), радовал глаз красочный задник (художник — Людмила Нагорная), четко сработал режиссер концертов Виталий Пальчиков.
Непосредственности и искренности концерту добавил известный Кирилл Стеценко — многолетний председатель жюри фестиваля. Он начинал каждый вечер собственной фантазией на три известных произведения: «Ще не вмерла...», «Многая Літа» и «За Україну...», а также вел живой конферанс, что придавало программе торжество и одновременно держало публику. А завершающим аккордом стало выступление детского фольклорного ансамбля «Дай, Боже!» — патриотичное и трогательное благодаря маленьким артистам. Поэтому гимн «Боже великий, єдиний» зал и присутствующие на сцене исполняли с огромным воодушевлением. Неплохо было бы, чтобы песни эти, наконец, вошли в чаты наших FM-станций и были записаны на СD (для этого директор «Червоної рути» Тарас Мельник предложил объявить сбор средств).
Выпуск газеты №:
№195, (2015)Section
Культура