Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Песня» о Василии Зинкевиче

1 мая родился популярный эстрадный певец
01 мая, 12:37
Фото из архива автора

Мы его любим, независимо от состояния модности или немодности. Василий Зинкевич сегодня олицетворяет лучшее, что есть в украинской эстраде. Он трудоголик до фанатизма и так же предан искусству песни. Зинкевич - целая эпоха в истории украинской эстрады. Вместе с ним пришли к слушателям и запали в душу песни: "Червона рута", "Лето поздних георгин", "Мир без тебя", "Музыка моя", "Скрипка играет", "Светлица", "Путь к Тарасу", " Лишь раз цветет любовь"...

А все началось в буковинской Вижнице, где в конце 1968 Василий Зинкевич начал пробовать себя в пении, терпеливо учась в "вокальной школе" Льва Дутковского. Сегодня мало кто знает, что до того, как Василий начал выступать как певец, он был участником, а впоследствии руководителем народного самодеятельного танцевального коллектива "Смеречина" при Вижницком районном Доме культуры. По его эскизам (совместно с Аллой Дутковской) шили первые сценические костюмы для Софии Ротару, а впоследствии - наряд для Ансамбля песни и танца им. П. Вирского, Киевского мюзик-холла, Буковинского ансамбля песни и танца, ВИА "Червона рута" и "Свитязь". Благодаря настойчивости и дальновидности Л.Дутковського Василий Иванович стал тем, кем его сейчас знает не одно поколение украинцев - символом своего поколения, культовым героем своего времени.

 

Зинькевич и Хмельницкие Васьковцы

Василий Зинкевич родился в 1945 году. За восемь дней до окончания Второй мировой войны. Не знаю, от чего происходит название Васьковцы (это в Изяславском районе Хмельницкой области), но, скорее всего, его предки знали, что в их селе родится парень по имени Василий, который прославит родной край. Здесь, в Васьковцах, прошло его тяжелое послевоенное детство, здесь навсегда отошли в вечность его родители - папа Иван Харитонович (1903 -1980 гг.) и мама Анна Прокофьевна (1914 -2003 гг.) Зинькевичи (именно так, с мягким знаком , правильно звучит фамилия их рода).

Василий был самым молодым и единственным сыном (старшая сестра Мария облюбовала себе профессию медика, а средняя Екатерина умерла четырехлетней в 1944г.). Мать тяжело работала в местном колхозе "Коммунар". Дети, кроме долгожданного семейного ужина, всегда ждали и отца, ведь тот тоже поздновато приходил со своей ветеринарной службы. Отец за столом, ужиная, любил петь народные песни, особенно затягивал давние, холостяцкие. Голос у него был удивительной красоты и чрезвычайно приятного тембра. Мать хорошо вышивала и могла сделать удивительные цветы из любых подручных материалов.

ЮНЫЙ ВАСЬКО МЕЧТАЛ СТАТЬ ХУДОЖНИКОМ - "МЕТАЛЛИСТОМ"

Маленький Вася пел, подражая отцу, на разных праздниках и торжествах и танцевал. В благодарной памяти односельчан остался невероятной красоты плюшевый на красном фоне занавес в сельском клубе, который Васька разрисовал цветастым узором. Парень рос вежливым, послушным и всесторонне одаренным.

Жизненные планы юноши (восьмилетнее образование получил в родных Васьковцах, а среднее - в соседней Клубовке, где сдружился с будущим Георгием Кирпой и его женой Жанной) были далеки от музыки: собирался стать художником -"металлистом". Поэтому после окончания школы уехал на Буковину - в Вижницу, где поступил в училище прикладного искусства на специальность "художественная обработка металла".

"Все началось с Вижнице, - признает певец. - Я специализировался по промышленной графике в местном училище - тогда входил в жизнь дизайн. Директор районного Дома культуры Галина Михайловна Левина водила нас, учеников, в горы, на полонины. Там я упивался красотой, там рос духовно. Всматривался в яркий и меленький орнамент, вслушивался в язык гор - и, кажется, мудрел от того. Я всегда радовался голым, безлистым деревьям осенью. В этом своя мудрость, совершенство природы. И полюбил их рисовать, потому что они своими корнями и кронами соединяют землю с небом.

Они - как люди. Бредил песней, носил ее в сердце, а она, как почка, набухала от моих чувств. В песне хотел одного - стать хотя бы листиком того дерева-мудрости. Я овладел диалектным наречием, чтобы дойти до сути народного, того глубинного, чем заряжен каждый нерв, клетка произведения фольклорного - песни, частушки".

И был сначала едва ли не лучшим танцором, а после возвращения из армии - руководителем ансамбля танца "Смеречина". Именно Зинкевич - автор знаменитой хореографической композиции "Буковинская мозаика». Несколько танцев в постановке Василия Зинкевича вошли в Золотой фонд украинского искусства, а разработанные им костюмы экспонировались даже на выставках в Париже.

 

"ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ" ДОЛГ

Учебу пришлось прервать - из училища Василия призвали в армию. Три года (1966-1968 гг.) рядовой Василий Зинкевич прослужил во Львове, в Самаро-Ульяновской Железной дивизии. А когда 1968 полк участвовал в чешских событиях, пришлось и Василию выполнять "интернациональный" долг. Участия в боевых действиях он не принимал - творческих людей к оружию не подпускали. Зинкевич в Чехословакии был сигналистом-регулировщиком с двумя флажками в руках. Не раз приходилось махать теми флажками двое-трое суток. А как иначе, когда тебя где-то на полевом распутье выставят и забудут забрать. А ты, забытый всеми, стоишь в порохе и, как советский комбайнер, каждые полчаса выдуваешь "пробку" из носа. А еще Василий Зинкевич заведовал в Железной дивизии Музеем боевой славы. И здесь к своей работе подходил творчески, имея талант дизайнера, художника и модельера. Как потом оказалось, и не только это ...

Вот что вспоминает Николай Шамли - однополчанин Зинкевича и верный друг (Николай Николаевич, грек по национальности, музыкант высочайшего класса, имел счастье учиться вместе с Юрием Антоновым, управлять первым в истории Тернопольщины ВИА "Чумаки", участвовать в первых гастролях легендарной "Смерички" вместе со своим первенцем, он - учитель многих эстрадных талантов Надзбручья):

 "В армии я играл в духовом оркестре на барабанах, а Зинкевич руководил полковым танцевальным коллективом. Василий в армии вообще не пел! После демобилизации я вернулся в Тернополь, а Вася - в Вижницу, продолжать учебу в художественном училище. Мы некоторое время не встречались, и только в 1971 увидел его по телевидению с Назарием Яремчуком и Володей Ивасюком, когда они пели "Червону руту". Я не мог поверить - знал, что он прекрасно танцует, а тут вдруг запел. И как!!!"

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С ИВАСЮКОМ

Вернувшись после военной службы к обучению в Вижнице, Василий знал, что новый художественный руководитель районного Дома культуры Левко Дутковский не только создал вокально-инструментальный ансамбль "Смеричку", а уже имеет и большой успех у молодежи, исполняя песни на родном языке. Молодой музыкант Л.Дутковский начал совмещать тогдашние ритмы, гармонию поп- и рок-музыки с народным гуцульским, буковинским, общеукраинским мелосом и фольклором, создавая таким образом собственный стиль. На танцевальные вечера, которые проходили в Вижницком ДК, съезжались поклонники из близлежащих районов и из Черновцов, чтобы потанцевать модные танцы рок-н-ролл, твист, блюз, шейк. Вижницкий райком комсомола во главе с Феликсом Карчевским поддержал новое начинание, и поэтому молодежь чувствовала себя в Вижнице раскованно, свободно и без помощи власти сама поддерживала надлежащий порядок в Доме культуры.

"Смеричка" - это подвиг Левка, - признает Александр Бродовинский, музыкант, участник ансамбля. - Хочу отдать дань огромного уважения за тот колоссальный труд, который Левко вложил в нас. Надо было так увлечь людей! Мы жили музыкой, пением. Репетиции - до трех-четырех утра. Некоторые даже не знали  музыкальной грамоты - Левко их учил"...

А Зинкевич тем временем ходил повсюду, записывал народные жемчужины, зарисовывал образцы народной одежды. Это было захватывающее, так как одежда разнообразием форм, оттенков подчеркивает богатую душу буковинцев. Уже тогда, в конце 1960-х, Василий еще студентом почувствовал, что не надо искусственно все подгонять под академизм, наоборот, следует иметь крылья истинно народные во всем: в песне, в костюме.

"Когда выпускник Мукачевского педучилища Левко Дутковский организовал в городе Вижница в новогоднюю ночь 1967-го самодеятельный эстрадный ВИА "Смеричка", где пели преимущественно ученики из училища прикладного искусства, а я там вел танцевальный ансамбль, - удивляюсь тому, мол, а где же начало песни?» - откровенно признается Василий Зинкевич.

А в 1968-м Левко Тарасович искал исполнителя для своей песни "Снежинки падают" (ст. Анатолия Фартушняка), и его товарищ Валерий Васьков (впоследствии он принял "Смеречину" от Зинкевича) упомянул о Василии как "фанате дела". Он же уехал на время на Хмельниччину, в родные Васьковцы, но долго там не мог задерживаться, ведь его ждало не только обучение ...

Переломным для Василия было знакомство с Владимиром Ивасюком. Кажется, для Зинкевича не из приятных: Владимир оказался его конкурентом. Когда "Смеричка" приехала на съемки новогодней телепрограммы в Черновцы, никак не могли записать "Снежинки падают". Несколько дублей сделали, а желаемого уровня не добились. Тогда Дутковский предложил режиссеру звукозаписи Василию Стриховичу попробовать Володю Ивасюка, который в то время был солистом ансамбля "Карпаты" Валерия Громцева. Володя, который уже имел в своем репертуаре песню Левка "Желание", действительно пришел и сразу же запел. Получилось довольно хорошо, можно было не волноваться за эфир. И здесь Зинкевич, для которого, казалось, все уже закончилось в тот день, попросил Дутковского, чтобы сделали еще один дубль. Оказалось, что пение Владимира Ивасюка был для него отличным стимулом. Для эфира отобрали именно эмоциональную, искреннюю запись Зинкевича.

Уже первые телевизионные передачи с участием "Смерички", режиссерами которых были Василий Селезенка и Василий Стрихович, выходили прямым эфиром на Москву и Киев. Многомиллионная аудитория зрителей бывшего СССР познакомилась с ансамблем и была приятно поражена. Об этом свидетельствуют очень много положительных отзывов, которые приходили в адрес ВИА "Смеричка". Правда, новаторские идеи Льва Дутковского не сразу были однозначно восприняты. По словам главного режиссера Черновицкого телевидения Василия Селезенки, какой-то зритель с Кубани в своем письме выражал недовольство песней "Снежинки падают", считал ее "слишком модерновой и написанной под влиянием чужого и враждебного Запада".

Новая музыкальная волна первых песен Левка Дутковского в исполнении "Смерички" в то время в Украине стала примером для подражания многим композиторам, певцам, музыкантам ... "В новогоднюю ночь 1969-го я спел песню Левка Дутковского "Снежинки падают". "Смеричка" дохнула на меня своими чарами, и ... полетел я в жизни на крыльях песни. Поэтому сегодня и всегда вспоминаю тепло и искренне Льва Дутковского, Валерия Громцева и, конечно, - Владимира Ивасюка - они меня сформировали как певца", - вспоминает Василий Зинкевич свой старт в большую эстраду.

А потом были съемки фильма "Белая птица с черной отметиной" (с Иваном Миколайчуком в главной роли) в селе Розтоках, что в Путильском районе Буковины, - Володя и Василий снимались там в танцевальных сценах, а на память о том счастливом моменте осталось черно-белое фото - "кинозвезды" в народных костюмах, домотканых старинных рубахах и шароварах, молодые и счастливые. Именно из Розтоки Ивасюк и привез окончательный вариант текста «Червоной руты», тогда она имела другое название - "Черлена рута".

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать