Перейти к основному содержанию

Петр БЕВЗА: Как это начиналось

29 сентября, 00:00

Выставку своих живописных работ в галерее «Ирэна» известный киевский художник Петр Бевза назвал конкретно, но не без претензии, словно первый раздел угнетающей своей солидностью монографии, — «Ранний Бевза». Впрочем, это вполне логично — выставку составили ранние, еще фигуративные, а по сравнению с более поздними — даже несколько традиционные работы. Именно они принесли Петру Бевзе в свое время славу одного из необычнейших и остросовременных украинских художников. Более новыми работами экспозиция в лучшем случае только разбавлена.

«Ранний Бевза» — порой эпатирующий, иногда трогательно-лиричный, всегда — парадоксальный. Он предпочитает мягкие, темперные, глуховатые и глубокие краски, то почти незаметно перетекающие друг в друга (так, построенная на бесчисленных оттенках одной части спектра «Вода» кажется едва ли не монохромной; удивительное чувство цвета, присущее художнику, демонстрирует и «Воспоминание»), то, напротив, обладающие четко обозначенными пределами и гранями.

Для «Раннего Бевзы» ценен и важен сюжет. «Переплетения истории знаков с историями рассказов» (об этом скажут применительно к Петру Бевзе — правда, чуть позднее — немецкие искусствоведы) в буквальном смысле слова еще нет. В лучшем случае оно угадывается за связью цвета и сюжета — элементарного и завораживающего. Порой это притча («Счастливый») — правда, чуть ироничная; впрочем, как и положено настоящей притче, она не столько дает ясный ответ, сколько ставит вопрос — быть может, и вовсе не имеющий ответа. Правда, возможна и притча иного рода, построенная, скорее, на метафоре и аллегории. Таков «Вечер», сюжетом которого является, так сказать, возвращение с жатвы — при всей условности трактовки этого бытового сюжета (кстати сказать, герой этой картины — жнец — автопортрет художника). Торжественный лиризм «Челна» сосуществует на выставке со столь же торжественным бытовизмом «Акта»; девушка в лодке, подставившая лицо солнцу, и женщина, перерезающая горло курице в одинаковой степени способны стать «точкой отсчета» для длинной цепи более или менее глубокомысленных ассоциаций. Одна из самых странных работ «Раннего Бевзы» — «Рядом с бабушкой», где можно — при желании — найти не только теплоту и любовь двух близких людей, но и «привет Фрейду».

Более поздний или, всего точнее, нынешний Бевза нефигуративен; он оперирует цветом и заключенной в нем энергией («Самолет-мост»). О его вызывающем восхищение чувстве стиля свидетельствует серия работ, выполненных под других, не менее знаменитых украинских художников («Год. Посвящение П. Лебединцу»). А впрочем, Петр Бевза принадлежит к числу художников, стремительно захватывающих и осваивающих грандиозные новые пространства. Каким он будет хотя бы ко времени завершения нынешней выставки в «Ирэне» — предсказать, по всей видимости, невозможно.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать