Перейти к основному содержанию

Петр Чуприна: Без риска не будет шага вперед

О «прорыве», жизни «без ретуши» и европланах
22 февраля, 20:24

Этот год для коллектива Национальной оперы, руководителем которого является Петр Яковлевич, обязательно войдет в историю театра. На днях стало известно, что члены Шевченковского комитета уже определились с лучшими, и высшую премию получат сотрудники Национальной оперы, причем победили они сразу в двух номинациях. Мы не будем разглашать их фамилии (так как по закону, только когда уже подписан Указ Президентом Украины, можно поздравлять победителей), а вот поговорить о «прорыве» коллектива Национальной оперы (которым с 1999 г. руководит Чуприна как генеральный директор и художественный руководитель театра) — уместно.

Одно из ближайших творческих событий: 23 и 24 февраля в театре пройдет фестиваль, посвященный Сергею Рахманинову — это совместный творческий проект Национальной оперы и выдающегося дирижера современности Романа Кофмана. Откроет форум Второй концерт для фортепиано с оркестром и опера «Алеко» (концертная версия), а на закрытии прозвучит кантата «Весна», три русские песни для хора и оркестра, а также поэма «Колокола» для солистов, хора и оркестра.

У Национальной оперы Украины были разные периоды — взлетов, триумфов и даже падений... Наверное, «золотые» времена этого театра еще впереди, но сегодня коллектив еще раз подтвердил, что является «первой оперно-балетной сценой» нашей страны. О жизни «без ретуши» творческого коллектива, планах и мечтах— наш разговор с Петром Чуприной.

КОНКУРС ИМ. СЕРЖА ЛИФАРЯ МОЖЕТ СТАТЬ СТРАНСТВУЮЩИМ

— В Киеве — городе, где родился знаменитый танцовщик и хореограф Серж Лифарь, проводился Международный фестиваль и конкурс балета, носивший его имя, а на сцене Национальной оперы засияли новые звезды мирового уровня, но после смерти художественного руководителя Конкурса Лифаря доктора искусствоведения Юрия Станишевского и нехватки средств форум уже несколько лет не проводится. В прошлом году художественный руководитель Донецкого театра оперы и балета Вадим Писарев заверил, что лифаревский бренд возродят на Донбассе (27 марта откроется Международный конкурс балетмейстеров в рамках программы «Восток — Запад»). В планах вашего театра тоже заявлен Лифаревский фестиваль. Это будут разные акции или совместный творческий проект двух оперных театров?

— Наш театр был «колыбелью» Международного фестиваля и Конкурса балета им. Сержа Лифаря, который мы проводили с 1994 года совместно с Министерством культуры и Киевской мэрией. Напомню, что на конкурсе одновременно соревновались молодые артисты балета и хореографы (председателем жюри был знаменитый хореограф Юрий Григорович). Генеральная ассамблея и Конгресс Всемирного Совета танца ЮНЕСКО включили Лифаревский конкурс в реестр самых престижных международных балетных соревнований. В разное время были разные финансовые возможности по проведению конкурсов и фестивалей. Последние годы мы проводили лишь фестивали, так как конкурс — мощный проект, который требует немало усилий и средств. Действительно, после смерти генератора идеи — Юрия Станишевского, и отставки начальника Главного управления культуры Киевской городской госадминистрации Александра Быструшкина некому заниматься этой титанической организационной работой. Хорошо, что Вадим Яковлевич Писарев проявил инициативу, чтобы возродить конкурс на базе своего театра в Донецке. Ему удалось приобщить некоторые внебюджетные источники финансирования, и я уверен, что конкурс пройдет успешно. Писарев имеет хороший опыт проведения фестивалей, в частности «Звезды мирового балета». В Донецке будут соревноваться хореографы, а одно из обязательных условий — чтобы балетные композиции ставились на музыку легендарного донетчанина Сергея Прокофьева. Победитель получит приз — чек на 20 тыс. долларов. Дай Бог, чтобы этот конкурс прижился на Донецкой земле, так как конкурс всегда стимулирует творческие личности, привлекает внимание почитателей балета не только к ним, но и ко всему нашему государству.

По моему мнению, Лифаревский конкурс — это бренд, который знают в мире, а потому уместно проводить его во всех поочередно оперных театрах Украины. В нашем театре очень мощный балетный потенциал, и в труппе Национальной оперы мечтают выступать лучшие из лучших танцовщиков. Немало наших солистов и артистов сегодня с большим успехом работают за рубежом. А что касается балетных дел коллег, то надо отметить, что украинская школа стремительно развивается не только в Киеве и Донецке, но и в Одессе, Львове, Днепропетровске, Харькове. Хорошо, если Конкурс им. С. Лифаря станет странствующим и это даст возможность расширить сценические площадки соревнования, продемонстрирует не только национальные, но и региональные особенности балетных традиций и творческих поисков.

В Киеве (2 апреля — день рождения Сержа Лифаря) мы проведем фестиваль, а 3 апреля пригласим публику на гала-концерт. Сейчас договариваемся c Писаревым, чтобы победители конкурса выступили на сцене Национальной оперы вместе с нашими артистами и гостями феста, которых пригласим в столицу.

— Значит, можно сказать, что слухи о том, что у вас с Писаревым конфликт, — это неправда?

— Никаких конфликтов нет. Мы коллеги. Я поддерживаю творческие инициативы Вадима Яковлевича, так как мы вместе работаем на дело развития высокого искусства нашей страны. У нас одна цель: чтобы классический жанр — опера и балет — имел как можно больше почитателей. Есть у нас задумки проведения ряда совместных творческих проектов.

— Донецкая хореографическая школа уже открыла филиал в Западной Украине, а почему киевская отстает в этом вопросе?

— В столице мощно работают, готовя кадры для всех театров Украины, и Киевское хореографическое училище, и Украинская академия танца им. С. Лифаря («детище» покойного Ю.Станишевского), и центр «Кияночка», есть хореографические гимназия и колледж — достаточно... База довольно мощная, и я считаю, что они готовят нам хороших танцовщиков как в кордебалет, так и солистов. Нам нет необходимости создавать при театре студию или школу. Открыть школу нетрудно, главное ее удержать на высоком уровне.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЕВРОПРОЕКТЫ

— В вашем театре много лет был покровитель — синьор Никола Франко Баллони, директор Итальянского института культуры в Украине, но завершив каденцию, он уже два года работает в Финляндии, и совместные проекты театра и института почти свернулись. С ностальгией меломаны вспоминают фестивали, концерты, премьеры. Киевляне привыкли, что под занавес их приглашали на новый спектакль. А в этом сезоне чем-то порадуете?

— Мы сделали большую паузу в этом году, а в следующем сезоне планируем, что в театр приедет режиссер из Италии и поставит одну из опер Дж. Верди. Эта акция планируется в рамках европроекта как творческая акция уже на межгосударственном уровне. Последний наш украинско-итальянский спектакль был осуществлен режиссером Итало Нунциата — опера «Золушка» Дж. Россини. Напомню, что на нашей сцене он поставил оперы «Манон Леско» Дж. Пуччини, «Макбет», «Бал-маскарад» Дж. Верди, «Любовный напиток» Г. Доницетти, которые очень понравились публике, музыкальным критикам и украсили репертуар Национальной оперы. Очень жаль, что такие суперпрофессионалы, как Баллони, сегодня работают не в нашей стране. Помните, когда-то был модным лозунг: «Кадры решают все!», так вот такого высокого уровня специалисты и личности, люди, которые любят и уважают не только свою культуру, но и интересуются национальным колоритом страны, где работают, очень нужны в Украине. Можно лишь сказать большое спасибо за целый ряд творческих проектов, которым дал жизнь синьор Баллони. Он имел огромный авторитет и оставил в Украине наилучшие воспоминания о себе.

— С итальянцами вы сделали паузу, а как продвигается дело с россиянами? Состоится ли премьера балета «Сотворение мира» и концерт оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева?

— В декабре на сцене нашего театра триумфально выступил Симфонический оркестр Мариинского театра (дирижер Гергиев), который исполнил Четвертую и Пятую симфонии Малера. После концерта мы пообщались с маэстро и эскизно договорились, что в рамках нашего сотрудничества проведем гастроли санкт-петербуржцев в Киеве. Программу обсудим, концерт должен пройти в рамках Пасхального фестиваля. Концерт в нашей столице состоится 8 мая. Нам приятно, что Валерий Гергиев называет себя последователем и учеником Константина Симеонова, который много лет плодотворно работал в нашем театре, а потом в конце 1960-х — 1970-х продолжил свою карьеру в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова (ныне Мариинский театр)...

Под конец сезона покажем премьеру лирической оперы «Иоланта» П. Чайковского (дирижер-постановщик Владимир Кожухарь).

«ВРЕМЯ НАС РАССУДИТ!»

— Последняя премьера театра — спектакль «Властелин Борисфена», который вызвал полярные отзывы критиков. К прекрасной музыке Евгения Станковича претензий нет, а вот либретто, которое написали целых три соавтора, и само «прочтение» произведения на сцене вызвали немало вопросов...

— Нужно отметить, что современные произведения на историческую тематику сегодня не так часто ставят. «Властелин Борисфена» переносит зрителей в древние времена — V век нашей эры. Это рассказ-легенда о князе Кие — одном из основателей Киева. Музыку специально для нашего театра написал известный украинский композитор Евгений Станкович (балетмейстер — Виктор Яременко, дирижер — Алексей Баклан, художники — Алексей Чебыкин и Александр Цугорка). Авторы либретто: Анатолий Толстоухов, Владимир Зубанов и Василий Туркевич, и, по моему мнению, оно полностью соответствует требованиям жанра, дает представление зрителям о том очень далеком от нас и довольно противоречивом времени. В спектакле главные партии исполняют несколько составов танцовщиков: Елена Филипьева, Наталья Лазебникова, Татьяна Лезова и Наталья Мацак (Зареслава), Татьяна Голякова (Октавия), Сергей Сидорский (Кий), Максим Мотков и Руслан Бенцианов (Ирнек) — это ведущие артисты балетной труппы. Музыка, написанная Станковичем — одно из лучших произведений этого композитора. Я не согласен с некоторыми критиками, которые почти в штыки восприняли премьеру. Время нас рассудит! Можно вспомнить много примеров из истории, когда премьера проваливалась и постановку не воспринимала публика, но постепенно спектакль получал новое дыхание и на долгие годы украшал театральную афишу. Например, знаменитая балерина советской эпохи Галина Уланова говорила о периоде рождения спектакля «Ромео и Джульетта»: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете!»; или вспомнить о провале оперы «Кармен», и таких случаев в разных театрах было много. Поэтому первые спектакли — не показатель, и реакция на них не всегда адекватная, а также не соответствует перспективному видению ситуации. В постановке Яременко использовал весь хореографический арсенал, накопленный в классике и модерне (в балете есть танцы на пуантах и использование балетной обуви, пантомимы и драмбалет, современная лексика), обогащенный новыми открытиями. Я считаю, что с каждой новой работой растет мастерство Виктора Яременко как балетмейстера. Создать большую, абсолютно новую балетную постановку не каждый хореограф способен. Если посмотреть информацию о премьерах, то на пальцах одной руки вы сосчитаете современные оригинальные постановки, которые нигде и никогда не ставились. «Властелин Борисфена» — это не только оригинальная музыка, но и оригинальная хореография, сценография и исполнение. Мы пошли на определенные риски, приглашая на постановку художников, которые не имели театрального опыта. Я считаю, что наш балет отвечает самым высоким эстетическим требованиям и его еще ждет долгая сценическая жизнь.

— Раньше театр регулярно заказывал композиторам специально писать для них произведения. Потом довольно длительное время маэстро писали в стол... Каких новинок ждать почитателям высокого искусства в ближайшее время?

— Мы продолжаем сотрудничество с Евгением Станковичем, который пишет музыку оперы-балета «Страшная месть» по Гоголю. Работа началась более двух лет назад. Либретто писал Юрий Ильенко, но он ушел из жизни, и сейчас думаем, кто продолжит его дело... Это будет жанр, где соединятся опера и балет в единое сценически-драматическое полотно. К работе над спектаклем приобщим все наши театральные силы: оркестр, хор, балет, вокалистов-солистов, технический состав труппы... Премьеру планируем показать к Евро-2012.

— Так можно сказать, что вы с оптимизмом смотрите в будущее?

— С осторожностью! Замыслов у нас в театре много, но пока спектакль не увидит свет рампы, захваливать новую работу — рискованно. Могут быть фантастические и очень интересные замыслы, но не все они вырастают в творческие победы. Существует мнение, что художник-творец имеет право на ошибку, творческую неудачу, а также на эксперимент и поиск. В противном случае мы никогда не пойдем на смелые шаги, если будем ставить лишь апробированные временем произведения. Без риска не будет шага вперед! Создание новых спектаклей — смелый шаг. Мы идем на него, но понимаем, что риск должен быть оправданным, и основываемся на наших возможностях, учитывая все ресурсы — исполнительские, организационные, финансовые. Как говорится: «Кто не рискует — тот не пьет шампанского»!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать