Пионер легкого жанра
Исполнилось 85 лет со дня рождения полузабытого автора украинских романсов Богдана Весоловского![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20000601/496-5-2_0.jpg)
Послушав любой из его романсов, даже неспециалист скажет: это 30-е годы нашего века. Когда автор этих строк несколько лет тому назад услышал в канадском Монреале «Сердце у нього вразливе» и другие произведения, он был будто громом поражен. Я был уверен, что украинской му зыки такого направления не было. Если проводить какие-то аналогии, то это явление одного порядка с русским «Утомленное солнце». Но последнее звучит, а вот волшебные произведения украинского композитора Богдана Весоловского оказались забытыми. Мне было очень жаль, что такое чудесное ретро пропадает. Я привез в Украину кассету с записями его романсов, надеясь заинтересовать кого-либо из исполнителей. Обратился к нескольким. Однако, как это слишком часто случается, никто не проявил интереса. Когда потом подбирал музыкальное оформление к своему документальному фильму «Три любви Степана Бандеры», эти мелодии вместе с исполнением Марлен Дитрих очень органически вплелись в фильм и воспроизвели атмосферу того времени. После показа фильма оказалось, что у нас есть энтузиаст, влюбленный в творчество Весоловского, изучает его и при поддержке фонда «Відродження» делает современную аранжировку.
Музыковед Остап Зорич рассказал мне, что в свое время романсы и вальсы Весоловского были очень популярны в Западной Украине. Композитор активно сотрудничал с джаз-оркестром Леонида Яблонского, игравшего на львовских танцплощадках. Остап показал даже наряд, в котором тогдашние панычи ходили на танцы. Так и представилась картинка: кавалеры в полосатых гольфах, штанах, заканчивающихся чуть ниже колена, и коротких пиджачках изо всех сил флиртуют с прекрасными панянками. Они не могут не флиртовать — на это их вдохновляет музыка. Волшебная, неповторимая, сентиментальная, пробуждающая тончайшие чувства. Кроме того, по словам О.Зорича, Весоловский очень часто играл сам. Во львовских кафе веселая студенческая ватага нередко танцевала до утра под его музыку, исполняемую самим автором.
Если говорить о биографии композитора, то она была типичной для выходцев из Западной Украины. Он родился в семье украинцев, которая в то время проживала в Вене. После первой мировой войны семья переехала в Стрый на Львовщине. Вдова Богдана Весоловского Елена (в девичестве — Зализняк) по просьбе Остап Зорича дала интервью, где рассказала, что отец Богдана совсем не был сведущ в музыке, но очень хотел, чтобы его сын посвятил себя этому искусству. Весоловский-младший учился в стрыйском филиале Львовского музыкального института, а позднее и в самом институте. Его учителями были Станислав Людкевич, Николай Колесса, Василий Барвинский. Кроме музыкального, он получил еще и юридическое образование и закончил Консульскую академию в Вене. «Что побуждало человека с высоким уровнем образования, со знанием нескольких иностранных языков к работе в так называемом легком жанре? На это, — говорит Остап Зорич, — ответил сам Весоловский. По словам композитора, непосредственным толчком, пробудившим композиторское дарование, было отсутствие украинской развлекательной музыки. В то время доминировала польская музыка, — продолжает Зорич, — которая усиленно рекламировалась. Конкурировать с нею можно было только качеством. И Весоловский создавал это качество. В результате всех военных перипетий Богдан с женой и двумя сыновьями очутился в Канаде. Значительную часть своего пребывания здесь, до самой смерти в 1971 году, он работал в украинской редакции Международного Канадского Радио.
Его прах покоится в семейном склепе в городе Стрый. Он написал более 130 произведений. В последнее время Остап Зорич сделал несколько радиопередач, где рассказал о творчестве Весоловского и прокрутил его произведения. После этого в редакцию поступило более сотни писем из всех регионов Украины. Настоящая музыка не стареет.
Выпуск газеты №:
№96, (2000)Section
Культура