«Пиши так, как слышишь»
17 августа буковинцы и галичане вспомнят Степана Смаль-Стоцкого — автора «Русской грамматики»![](/sites/default/files/main/articles/15082013/21bukovinci.jpg)
Современное поколение мало знает об украинском языковеде, педагоге, общественном, политическом и экономическом деятеле. Галичанин по месту рождения, буковинец — по времени наивысшего расцвета своего педагогического, научного и организаторского таланта, украинский профессор в эмиграции — в последнее двадцатилетие своей жизни, Степан Смаль-Стоцкий (1859—1938 гг.) был личностью могучего духа. О месте и роли С. Смаль-Стоцкого в европейской славистике рассказывает Людмила ТКАЧ, доктор филологических наук, профессор Черновицкого национального университета им. Юрия Федьковича:
— Личность Степана Иосифовича Смаль-Стоцкого в украинской культуре — фигура общенационального уровня. Современные школьные учебники по украинскому языку появились на почве, которую закладывал Смаль-Стоцкий. На них воспитаны целые поколения украинцев. А вот истоки этой методики преподавания украинского языка связаны с деятельностью Степана Иосифовича и как университетского профессора, и как автора школьной грамматики. Именно он создал термины, которые знает сегодня каждый школьник — однина, множина, іменник, прикметник, займенник, дієслово, прикладка и др. Он отстаивал мнение о том, что методика преподавания родного языка должна быть иной, чем методика преподавания чужих языков... А еще он был одним из первых наших Шевченковедов!
Благодаря его учебнику «Руська граматика» (то есть, школьной грамматике украинского языка) фонетические принципы украинского правописания получили официальное признание, а впоследствии стали основой для разработки общеукраинских норм правописания. Если бы он работал только как филолог, сделал бы намного больше в науке. Однако был вынужден работать на всех участках, где действительно не хватало сил интеллигенции: был одновременно и политиком, и общественным деятелем, и университетским преподавателем, и академическим ученым.
— В этом году исполняется 120 лет первому изданию учебника «Руська граматика». Что нового было в нем?
— Это был революционный шаг в практике преподавания украинского языка. Именно учебник С. Смаль-Стоцкого вводил в школе изучение украинского языка на основе фонетического правописания, то есть правописания, основным принципом которого было: пиши так, как слышишь, как это отвечает естественному украинскому произношению. Применение именно этого принципа позволило украинцам увидеть, что, несмотря на то, что они разделены границей между двумя государствами, они разговаривают на одном языке с небольшими диалектными отличиями (есть немало европейских языков, скажем, итальянский, немецкий, французский, в которых диалектные отличия бывают более значительными, чем в украинском языке). Но важнейшую роль «Руська граматика» сыграла в язычно-культурном единении украинцев, в осознании того, что украинцы, которые живут в пределах Австро-Венгрии, и украинцы, которые живут в пределах Российского государства, — это один народ. Поколение интеллигенции, к которой принадлежал С. Смаль-Стоцкий, вышло «із-під селянської стріхи» — как они сами о себе говорили. Свою обязанность перед людьми они помнили очень хорошо. И эта обязанность во многом предопределила их жизнь.
Степан Смаль-Стоцкий родился в селе Немолив, что на Радеховщине (Галичина). И дедушка, и отец уважительно относились к образованию, к церковной книге. И из этого уважения они дали своему ребенку возможность учиться. Степан успешно сдал докторат в Вене под руководством крупнейшего авторитета той эпохи в славистике Франца Миклошича. Вероятно, мог бы остаться в Вене, делать там научную карьеру — быть успешным (если выражаться категориями нашего времени). Но он вернулся в Черновицкий университет, который в свое время окончил. И увидев, на каком низком уровне национального самосознания находится на Буковине наш народ — русины-украинцы, которые тогда были унижены экономически и культурно, — в языке, школьном образовании, Смаль-Стоцкий взялся своим трудом заполнить все те культурные пробелы, которые образовались в результате сложных исторических и политических обстоятельств.
— То есть, Смаль-Стоцкий пытался своей личной инициативой, трудом сделать то, что считал необходимым для духовного, культурного роста своего народа?
— По его мнению, сам духовный рост должен был привести к росту материального благосостояния. Интересно читать, как он писал о себе и деятелях своего поколения в воспоминаниях «Моя политіка», которые вышли перед Первой мировой войной, и в других воспоминаниях: никто их не призывал к этому труду, никто их к этому не агитировал. То есть, поколение интеллигентов, к которым принадлежал Степан Иосифович, не было частью государственного механизма. Точнее, механизма государственной службы. Это были типичные люди гражданского общества, которое у нас, к сожалению, еще до сих пор не создано. Смаль-Стоцкий, который родился более 150 лет назад, таким человеком был. Он чувствовал себя гражданином, который должен работать для общества, и сам выбирал для себя приоритеты — то, что шло от души, от убеждения сделать что-то для людей, которые находятся в худшем положении, чем ты.
СПРАВКА «Дня»
Степан Смаль-Стоцкий родился 9 января в 1859 г. в крестьянской семье в с. Немилов Радеховского уезда на Львовщине. Учебу начал в местной школе, а в 1867 г. поступил в третий класс «тривиальной» школы в Радехове. Впоследствии учился во Львове в украинской академической, польской и немецкой гимназиях. Университетское образование получил в Черновцах, докторат — в Вене. С 1885 г. возглавлял кафедру украинского языка и литературы Черновицкого университета. С 1899 г. был членом Научного общества им. Т. Шевченко во Львове, в 1914 г. избран председателем филологической секции этого Общества. С 1892 г. С. Смаль-Стоцкий был избран послом (депутатом) в Буковинский сейм, где с 1904 по 1910 гг. он исполнял обязанности заместителя маршалка (председателя). В 1911-ом вошел в Австрийский парламент и оставался депутатом до самого распада Австрии. Во время войны (1915—1918 гг.) работал в лагере пленных украинцев во Фрайштадте (Верхняя Австрия); после войны был дипломатическим представителем Западноукраинской Народной Республики в Праге (1919), впоследствии в этом же городе — профессором украинского языка Украинского свободного университета, членом Украинского историко-филологического общества, Славянского института, членом-основателем Украинской Могилянско-Мазепинской академии наук, для которой составил устав. Умер 18 августа 1938 г. в Праге. Похоронен в Кракове, согласно предсмертному желанию — почить возле жены.
К важнейшим трудам С. Смаль-Стоцкого принадлежат такие: «Про руську правопись» (1891), «Про план науки руської мови в гімназіях» (1891, соавтор Т. Гартнер), «Котляревський і його «Енеїда»» (1898), «Grammatik der ruthenischen (ukrainischen) Sprache» (1913, в соавторстве с Т. Гартнером), «Правописні непорозуміння» (1914), «Правописна справа» (1926), «Ритміка Шевченкової поезії» (1926), «Франко і українська літературна мова» (1926), «І.Онишкевича «Руська біблиотека» (1877—1927)», (1927), «Східні слов’яни» (1928), «Обов’язки української науки супроти Шевченка» (1928), «Найближчі завдання славістики і україністики» (1928), «Українська літературна мова» (1928), «Граматика в школі» (1929), «Бодуен де Куртене як язикознавець і чоловік (13.3.1845—3.11.1929)» (1930), «Українська мова: її початки, розвиток та характеристичні її прикмети» (1933), «Т. Шевченко. Інтерпретації» (1934), «Питання про східнослав’янську прамову» (1937) и др.
Выпуск газеты №:
№145, (2013)Section
Культура