Перейти к основному содержанию

«Племя» надежды

На нынешнем Каннском фестивале Украина представлена двумя полнометражными фильмами
14 мая, 10:13
В КАННАХ ПОКАЖУТ НОВЫЙ НЕИГРОВОЙ ФИЛЬМ СЕРГЕЯ ЛОЗНИЦЫ — «МАЙДАН» / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

В этом году у Каннского фестиваля — ощутимый «восточный акцент». Во-первых, в разных программах принимает участие множество азиатских и российских фильмов; во-вторых,  Украина представлена двумя полнометражными картинами — с учетом тяжелейшей ситуации в отечественном  кино, это явный рекорд.

Наша главная надежда — конечно, «Племя», первая полнометражная работа киевлянина Мирослава Слабошпицкого. Фильм будет бороться за награды конкурсной программы «Неделя критики», а также за один из основных призов Канн — «Золотую камеру», которая вручается за лучший полнометражный дебют.

«Племя» — интереснейший эксперимент в области формы: фильм полностью снят на жестовом языке, в нем нет субтитров и закадрового голоса. По сюжету, главный герой, Сергей, попадает в специализированный интернат для слабослышащих, где, как, увы, часто бывает в подобных заведениях, существует криминальная иерархия. Он пытается занять свое место в этой недоброй среде и участвует в нескольких ограблениях. Когда Сергей влюбляется в Анну, одну из наложниц Смотрящего, он нарушает неписаные — и достаточно жестокие — законы племени. Как отметил руководитель «Недели критики» Шарль Тессон: «Персонажи общаются жестами, создавая сложный балет чисто физического общения, восхитительное и уникальное кинематографическое переживание».

Все роли в фильме исполнили непрофессиональные глухие актеры. В кастинге приняли участие свыше 300 претендентов из Украины, России и Беларуси. Оператором-постановщиком и продюсером фильма стал Валентин Васянович, сам успешный режиссер-документалист, получавший призы на форумах в Нанси и Клермон-Ферране. Кстати, у Слабошпицкого это не первая подобная работа: короткометражка «Глухота» (2010) также сделана со слабослышащими исполнителями и приняла участие в конкурсной программе Берлинского фестиваля.

«Неделя критики» Каннского кинофестиваля — конкурсная программа, посвященная поиску новых талантов. В разное время именно «Неделя» открыла Бернардо Бертолуччи, Отара Иоселиани, Гильермо дель Торо, Лео Каракса, Вонга Карвая, Алехандро Гонсалеса Иньярриту, Гаспара Ноэ, Франсуа Озона.

Мирослав Слабошпицкий — один из наиболее успешных на сегодняшний день украинских кинематографистов. Наряду с «Глухотой», короткометражная работа «Диагноз» также участвовала в Международном конкурсе Берлинале. В 2012 году короткометражный фильм Мирослава «Ядерные отходы» получил «Серебряного Леопарда» на МКФ в Локарно и в 2013 году был номинирован на премию Европейской киноакадемии в категории «Лучший короткометражный фильм». Важнее всего то, что Слабошпицкий, как никто из режиссеров его поколения, владеет современным киноязыком, что, вкупе со вниманием, прикованным сейчас к Украине, повышает шансы «Племени» на успех.

Другой украинский фильм, собственно, и называется «Майдан». Режиссер — Сергей Лозница, уроженец Беларуси, проживший более четверти века в Киеве. Прославившись как автор документального кино, он успешно дебютировал с игровой лентой, снятой в копродукции с Украиной, — «Счастье мое» (2010)   хоть и осталось без призов, получило очень хорошие отзывы международной кинокритики.  «В тумане» (2012) отметили в Каннах призом ФИПРЕССИ — увы, Украина в этом проекте не участвовала.

Появление «Майдана» — отрадная новость сама по себе, поскольку свидетельствует о том, что Лозница возвращается в украинское кино. Фильм в некотором роде появился случайно: режиссер приехал зимой в Киев для подготовки съемок исторической драмы про Бабий Яр и, конечно, переключил внимание на революционные события. Итог — двухчасовая неигровая драма «Майдан», снятая без финансирования, с одним оператором и звукорежиссером и смонтированная за рекордно короткое время. Канны взяли фильм во внеконкурсную программу — похоже, это первый полный метр о Февральской революции, который будет показан на столь авторитетном фестивале. Кроме того, короткометражку С.Лозницы покажут в рамках альманаха «Мосты Сараево».

Что касается основного конкурса, то здесь ситуация с фаворитами неочевидная. Неплохие шансы у россиянина Андрея Звягинцева. Его «Левиафан» снимался на российском Севере. Ранее Звягинцева уже отмечали призом в параллельном «Особом взгляде» («Елена»). Русская тема затрагивается в работе Мишеля Хазанавичуса «Поиск». Этот французский кинематографист получил мировую славу с немой комедией «Артист» («Оскар» за лучший фильм в 2011). Впрочем, будут ли в России рады «Поиску», неизвестно, ведь это переработка классического вестерна, действие которого перенесено в реалии Второй чеченской войны. Главную женскую роль играет жена режиссера Беренис Бежо, столь полюбившаяся зрителям в «Артисте».

Каннские любимцы, обладатели двух  «Золотых пальмовых ветвей», бельгийцы Жан-Пьер и Люк Дарденны, как водится, представили социальную драму. В «Двух днях, одной ночи» главная героиня, которую играет одна из лучших французских актрис Марион Котийяр, должна за указанное в названии время убедить коллег по работе отказаться от годовых премий-бонусов, в противном случае ее уволят.

Другой мастер социального кино, британец Кен Лоуч («Ветвь» 2006 года за «Ветер, что качает вереск»), решил распрощаться с профессией:  «Зал Джимми»  станет его последней картиной. Соотечественник Лоуча, Майк Ли, к счастью, остается, а его «Мистер Тернер» посвящен одному из величайших английских живописцев — Уильяму Тернеру.

От Канады выступят сразу три автора: художник ужасов и девиаций Дэвид Кроненберг («Звездная карта» — сатира на Голливуд с Миа Васиковской и Джулианной Мур), вечно невеселый Атом Эгоян (триллер «Пленница») и 25-летний Ксавье Долан («Мамочка»). Двукратный лауреат каннского Гран-при, турок Нури Бильге Джейлан, привез трехчасовую «Зимнюю спячку». От США — спортивная драма «Охотник на лис» (Беннетт Миллер) и вестерн «Местный» (Томми Ли Джонс).

Странным образом с фильмом Слабошпицкого перекликается новое произведение живой легенды мирового кино Жана-Люка Годара «Слова, прощайте» (другой вариант названия — «Конец языка»). Годар — это давно уже чистейшая игра в кинематографический бисер, развлечение для синефилов, киноманов и киноведов. В «Конце языка» — история о супругах, которые утратили коммуникацию друг с другом и общаться могут разве что через посредство говорящей собаки. Впрочем, «история» — термин более чем условный в данном случае: похоже, фильм этот, как у позднего Годара, представляет собой сверхсложный коллаж разнородных фрагментов и цитат, игровых и неигровых, так что зрителю следует настроиться как раз именно на наслаждение визуальным языком кинематографа, нежели на слова либо на распутывание сюжета.

Вне конкурса покажут новую работу китайского классика Чжана Имоу «Возвращение домой», где главную роль сыграла его бывшая жена, одна из лучших китайских актрис Гонг Ли, а также отреставрированную версию шедевра самого, наверно, известного на сегодня украинского  режиссера Сергея Параджанова «Цвет граната».

Главное жюри фестиваля возглавляет новозеландка Джейн Кэмпион, в свое время получившая «Золотую ветвь» за психологическую драму «Пианино».

Обладатели призов 67-го Каннского фестиваля в этом году впервые будут объявлены не в воскресенье, а в субботу, 24 мая.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать