Когда у нации вождя нет, тогда вожди ее - поэты
Евгений Маланюк, украинский писатель, поэт

«По сантиметру в день»

Львовский филиал Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины празднует 35-летие
13 декабря, 2018 - 16:56

Это событие приходится на 13 декабря, и по этому поводу запланирован ряд мероприятий, и это — торжественная академия в Оперном театре, конференция в Университете Франко, круглые столы при участии специалистов из-за границы, презентации  альбома «Богородица Одигитрия» из церкви Успения Пресвятой Богородицы и визуальная презентация реставрации иконостаса из церкви Воздвижения Честного Креста из монастыря Скит Манявский, также — выставка «Спасенные сокровища музеев Львова» в Музее этнографии. Об этом «Дню» рассказал заведующий Львовским филиалом Национального научно-исследовательского реставрационного центра, кандидат искусствоведения Тарас ОТКОВИЧ. И добавил, что на выставке представлен ряд отреставрированных произведений украинского и европейского искусства XVI—XIX веков — станковой масляной живописи, иконописи и полихромной деревянной скульптуры из Львовской национальной галереи искусств им. Бориса Возницкого, Львовского исторического музея, Львовского музея истории религии и Музея этнографии и художественного промысла. Рядом с отреставрированными произведениями — информационные стенды, которые иллюстрируют все процессы реставрационных работ и дают возможность сполна оценить результаты работы реставраторов.

ДРЕВНЕЙШИЙ ВОССТАНОВЛЕННЫЙ ПАМЯТНИК — «ДОРОГОБУЖСКАЯ БОГОРОДИЦА» ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХІІІ ВЕКА

— Наша организация основана в 1983 году, — говорит Тарас Откович. — Мы работаем для нашего, западного, региона. Обслуживаем 8 областей — речь идет обо всех государственных музеях. Это несколько сотен музеев — больших и маленьких, которые подчинены Министерству культуры. Проводим реставрацию, обследование, консервирование, даем рекомендации, то есть делаем полное обслуживание. Кроме того, проводим выставки и презентации восстановленных работ. У нас работают 14 художники-реставраторы разных категорий, также — ученые (химики, биологи, энтомологи). Отдел научно-исследовательской реставрации разрабатывает и выполняет комплексные программы по реставрации станковой темперной и масляной живописи, настенных росписей, полихромной скульптуры, золоченой резьбы. Реставраторы отдела являются профессиональными исполнителями особенно сложных консервационных процессов. Все имеют профильное образование — закончили Колледж Труша и Академию искусств (кафедра реставрации произведений искусства).

— Перед тем, как начинать реставрацию, какое обследование проводите?

— Энтомологическое и микологическое, то есть определяем, насколько памятник поврежден жуками-деревогрызами (и это, кстати, — очень большая и сложная проблема для деревянных основ, и не только для нас, для европейских реставраторов — тоже) и плесенью (мицелиальными, плесневыми, грибами).

— Какой самый древний памятник восстанавливали?

   — Это очень известная вещь — икона «Дорогобужская Богородица», датированная второй половиной ХІІІ века. Она находится в Ривненском краеведческом музее. Это хрестоматийная вещь, которая реставрировалась в конце 1980-х — начале 1990-х годов, и это — одна из самых древних икон, которые есть в Украине. Мы очень гордимся этой работой. Также за время существования филиала проведены консервирование и реставрация таких известных памятников, как иконостас церкви Воздвижения Честного Креста из монастыря Скит Манявский (1678-1705 гг., автор — Иов Кондзелевич), икон «Иоанн Богослов» (ХVІ в.), «Христос Вседержитель» (ХVІ в.), «Благовещение» (ХV в.), «Святой Василий Великий» (ХVІІ в.), «Мельхиседек» (1681 г., автор — Иван Руткович), «Страсти Христовы» (ХVІІ в., музей «Дрогобыччина»), сборники «Портреты семьи Любомирских» (Львовский исторический музей), стенописи часовни церкви Пресвятого Сердца Христового города Жолква (автор Юлиан Буцманюк), стенописи церкви Святого Николая города Золочев (автор Модест Сосенко), иконостаса церкви Святой Троицы города Жолква, иконостаса церкви Святого Михаила села Гумниска Бусского района Львовской области (Львовская национальная галерея искусств), алтаря Святой Анны из церкви села Фельштин  (Львовская национальная галерея искусств). Список можно продолжать. Это — сотни икон из музеев не только западного, но и других регионов Украины.


ИКОНА СВЯТОЙ НИКОЛАЙ З ЖИТЕЙСКИМИ СЦЕНАМИ. XVII В.

— Слышала, что главная цель реставрации — убрать загрязнения, также — частичные и сплошные перерисовывания. То есть восстановление заключается в возвращении начального вида памятника, а он же может быть с большими потерями...

— Да. Мы тщательно исследуем экспонат в ультрафиолетовых или инфракрасных лучах и «добираемся до автора» (авторского слоя), убирая все загрязнения, более поздние нанесения и добавки. Если есть повреждения, мы их не дополняем, не делаем вставки, даже если потери — существенные.

— Это касается только икон?

— Масляной живописи и полихромной скульптуры тоже. Например, так реставрировали скульптуры Пинзеля, готовя к выставке в «Лувре». То есть в оригинал не вмешиваемся. Это мировая практика.

«СРАВНИВАЕМ НАШУ РАБОТУ С РАБОТОЙ ХИРУРГА ОКОЛО ТЯЖЕЛОГО БОЛЬНОГО»

— Работа реставратора — очень неспешная. Сколько в среднем длится?

— Может длиться и год, и два, и три... Сравниваем нашу работу с работой хирурга около тяжелого больного. Нельзя ошибаться, нельзя спешить. Бывает, дело продвигается и по сантиметру в день. Бывает, реставратор выполняет работу под микроскопом. Следовательно, как получится. Торопиться не нужно. Конечно, бывают и более простые работы.

— Случалось ли, что во время обследования и реставрации делались какие-то открытия, которые удивляли и научный, и художественный миры?

— Да. Например, в Историческом музее Владимира-Волынского мы обнаружили в фондах небольшую икону «Спас Нерукотворный» — всплошную перерисованную. И сразу же заподозрили, что под слоем грязи и перерисовок может быть шедевр. Сразу же взяли на реставрацию, сделали обследование в рентгеновских лучах и обнаружили совершенно другую икону начала XVI века. А зарисована она была в начале ХХ века или в конце ХІХ. То же самое касается Богородчанского иконостаса. То есть такое случается достаточно часто. Это большое удовольствие и для реставраторов, и для ученых, так как возвращаем украинскому искусствоведению очередной шедевр.

— По окончании реставрации делаете показы. На моей памяти это выставка к 350-летию Иова Кондзелевича в Национальном музее. Также недавно во Львовской галерее искусств демонстрировали полотно Кранаха...

— Также показывали в Музее этнографии большое парадное полотно середины XVIII века из Волынского краеведческого музея «Венчание князя Николая Радзивилла с Екатериной Гонзаго». Также были сборные выставки, где мы представляли работы из разных музеев, а еще — произведения скульпторов XVII и XVIII веков Иоганна Пфистера и Иоганна Георга Пинзеля. И не только.

— Можете ли сказать, что к вам стоит очередь?

   — Да. К сожалению, не можем много работ охватить, потому что каждая требует серьезного подхода.

— Не подсчитывали к юбилею, сколько в целом памятников восстановлено?

— Несколько тысяч — и достаточно больших, и микроскопических. Это на самом деле — очень много. Конечно, не каждая работа — шедевр. Но все — памятники нашей культуры! Сохранены и спасены. Наш филиал сотрудничает с родственными учреждениями как в Украине, так и за ее пределами, что дает возможность обмена информацией по проблематике консервирования и сохранения художественного наследия и существенно влияет на состояние охраны культурных ценностей в регионе.

Татьяна КОЗЫРЕВА, Львов. Фото Андрея КУБЯКА и Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ