«Под нашими ногами Украина. За нами долгие скитания. Перед нами... неизвестное»
100 лет со дня рождения Уласа Самчука«Мне сорок лет. Родился во время войны, зрел во время войны. Одиннадцать лет войны и революции, 15 лет изгнания, 14 — мира. Польская, немецкая, мадьярская тюрьмы. Трижды нелегальный переход границ. Свидетель восстания Украины, протектората, генерального губернаторства, Рейхскомиссариата Украины, Второго Рейха, Третьего Рейха. Свидетель их упадка. Свидетель двух крупнейших войн в истории мира. Цари, короли, императоры, президенты, диктаторы. Муссолини, Гитлер, Сталин, Голод 1932— 1933, концентрационные лагеря... И вечное изгнание».
Так писал, прожив ровно половину жизни, известный в мире украинский писатель Улас Самчук, автор трилогии «Волынь», романа «Мария» и многих других прозаических произведений, человек, которым гордится Волынь. Писал это, будучи в Германии, далеко от родной земли, уже в который раз ее оставив, не имея пристанища ни своей душе, ни телу, писал, оглядываясь и не замечая ни одного дерева, под которым бы присесть, ничего, кроме «вечного изгнания.»
Человек большой судьбы и большого таланта, Улас Самчук много сделал для Украины. В этом году в феврале исполняется сто лет со Дня рождения художника. И по такому случаю Национальный университет «Острожская академия» проводит Всеукраинский конкурс исследовательских работ «Улас Самчук — выдающийся политический деятель и летописец украинского народа» и подготовил к печати книгу писателя, трилогию «Волынь».
Украинская литература мало знает таких эпохальных фигур, как Улас Самчук. Его называли Украинским Гомером ХХ века, его память удерживала самые интересные детали. Он рассказывал долго, со вкусом и чувством времени, создав тем самым неповторимую художественную панораму своей эпохи. Широкие полотна, которые он выписывал своими романами, как никакие другие, напоминали о том, что их автор — украинец: покой, пространство, всеобъемлемость, неторопливость рассказов, ностальгия и лиричность отличали каждую, исписанную его рукой, страницу.
Лучшим произведением Уласа Самчука сейчас считается трилогия «Волынь», хотя известны и другие, не менее интересные — «Мария», «Кулак», автобиографическая «На белом коне» и «На коне вороном». Но первенство за «Волынью», по- видимому, недаром, ведь это произведение — действительно уникально. Уникально не только потому, что оно в свое время было выдвинуто на соискание Нобелевской премии, и не потому, что его трудно найти в библиотеках, а в школьную программу изучение его, тем не менее, включено. Игорь Пасечник, ректор Национального университета «Острожская академия», был очень удивлен, когда после посещений ровенских библиотек увидел, что «Волынь» в их фонды не включена и, по существу, готовиться ровенским школьникам не по чем... Уникальной «Волынь» является прежде всего потому, что более детальной летописи того периода в истории нашего народа, события которой положены в основу сюжета, мы не найдем ни в одном другом художественном произведении.
На протяжении всей жизни Улас Самчук был «в вечном изгнании». Даже до недавнего времени его произведения издавались только за границей. В УССР они, как и большинство ценных книг, запрещались и пылились на полках с навешенными на них ярлыками «вредные», «антисоветские», а самого писателя официальная критика величала певцом кулачества и националистом…
Именно поэтому издание Острожской академией «Волыни» можно будет назвать настоящим культурным событием для той части Украины, которая раньше называлась Старой Волынью, для родины Уласа Самчука, особенно учитывая то, что книга будет бесплатно распространена образовательным заведениям Волыни и Ровенщины: именно так распорядились наследники Уласа Самчука, искренние украинцы по Канадской диаспоре, Оксана и Ярослав Соколики, которые и передали академии авторское право на издание трилогии. Эти люди высоко ценили талант художника. Вот отрывок из их письма Ректору Академии, который скажет об этом лучше, чем любые другие рекомендации:
«…Жизнь Уласа Самчука была беспрестанным творческим трудом. Из-под его пера выходили прекрасные произведения, из которых некоторые были переведены на другие языки.
Произведения его были известны во многих странах мира, но не было их в Украине. Там советская власть считала эти произведения антигосударственными, и они были запрещены. Улас Самчук очень переживал по этому поводу. Он любил Украину, для нее жил и творил. Интересовался жизнью в Украине, особенно достижениями в литературе. Несмотря на неблагоприятные обстоятельства, часто получал книги, изданные в Украине; высоко ценил труды некоторых наших поэтов и прозаиков.
Улас Самчук очень хотел, чтобы его произведения были доступными также и для читателя в Украине. Мы часто с ним об этом говорили. Он попросил нас, если при его жизни это не осуществится, чтобы мы исполнили его желание.
Долголетняя мечта Уласа Самчука осуществилась. Украина стала независимым государством. Некоторые книги зарубежных писателей начали появляться на полках книжных магазинов в Украине, включая и книги Уласа Самчука.
К сожалению, писатель не дожил до этих радостных дней. Но память о нем сохранилась. Его мечты уже начали осуществляться.
исполнители воли Татьяны и Уласа Самчуков,
Торонто, Канада, январь 2005 г.»
«Я не потому писатель украинского народа, — говорил сам художник, — что умею писать. Я потому писатель, что чувствую долг перед народом. Бог вложил в мои руки перо. Пусть будет разрешено мне использовать его для доброго, для нужного». Улас Самчук был связан со своей этнической родиной больше, чем просто слабыми связями национальной идентификации или штампом в паспорте, и по-видимому, именно это и определило его судьбу. Говорят, что когда Божье благословение не принять, оно превращается в проклятие. Художник, у которого было высокое назначение, — служить своему народу, который так любил, — большую часть своей жизни был все же от него неизмеримо далеким. «Меня тянуло туда (в Украину. — ред. ) много магнитов, а главное — мое нестерпимое, беспрестанное, неотступное желание писать. Быть писателем. Еще будучи дома, я согрешил новеллкой в журнале «Наша бесіда» 1926 г. ... но что новеллка. В моей папке лежали большие рукописи, а в моей голове — еще большие планы. Где- то с 17 лет моей жизни вселилась в меня эта болезнь, с которой не мог справиться. Я писал днями и ночами, я запустил учебу, за меня начали волноваться родители: «Вот будет босяк-лентяй, не способный даже к хозяйству!»
Жизнь складывалась как-то «не так». Берлин, Варшава, Торонто, Нью-Йорк…
Уроженец Синеглазой Волыни, живописного с. Дермань, Улас Самчук с такой любовью постоянно вспоминает родные сердцу края там, за границей, за многими границами… «Дермань. Это очень просторная и красочная сказка. Уже издалека разворачивается она на целые мили вправо и влево, уже издалека выныривают из зелени, то снова где-то исчезают золотые кресты ее церквей. Уже издалека целыми толпами облегают со всех сторон пейзажи, и горе вам, любезный, когда вы не художник, не поэт. Или. Во всяком случае. Не обычный фотолюбитель с каким-нибудь «Кодаком» через плечо…»
Самчук был мастером описаний, настоящим поэтом, влюбленным в красоту родной земли (и красота пребывала больше в сердце, чем приходилось наблюдать ее в действительности — там, где должна быть золотая святость церквей, величие Киева или закаменелость Львова, опять и опять были чужие спешка и суета Берлина, Варшавы, Торонто, Нью-Йорка...). И так, как с любовью вспоминал художник Дермань, с уважением говорил всегда об отце: «Вся его жизнь была наполнена трудом на земле, общественными делами и заботами «вывести в люди» своих детей». Перенес, как пригоршню родниковой воды, эти уважение и любовь Улас Самчук и в свои произведения, сделав людей «Волыни» — достойными восхищения и уважения.
Из-за мобилизации в армию Улас Самчук не закончил даже гимназию — брал уроки мудрости у жестокой жизни... Служил в Западной Польше и вскоре дезертировал в Германию. Продолжал образование, писал уже заграницей. Учился в Германии, одновременно учась во Вроцлавском университете. И одновременно эти «магниты», которые тянули его в Украину… Печатается в львовском «Літературно- науковому віснику», черновицкой «Самостійній думці».
В 1929 г. переезжает в Чехословакию — учиться в самом престижном для украинской эмиграции вузе. В Украинском свободном университете в Праге. И — о радость найти наконец единомышленников! — здесь перед писателем открывается широкое поле для деятельности. Ведь здесь — Евгений Маланюк, Олег Ольжич, Олена Телига, Оксана Лятуринская… здесь — мощный центр украинской мысли. Сюда попадала пресса и приезжали различные делегации из советской Украины. Здесь Улас Самчук находит свою любовь и будущую верную спутницу «долгого скитания» — очаровательную Марию Зоц. Это именно этой хрупкой женщине посвящена «Волынь», над которой писатель, почувствовав невероятный приток творческих сил, начинает работать. В Чехословакии и увидела свет трилогия «Волынь». А за нею печатаются и другие сборники — «Кулак», «Мария», подборка новелл «Отысканный рай».
С началом Второй мировой войны Улас Самчук возвращается в Украину, остро переживая мгновения счастливой встречи: «Под нашими ногами Украина. За нами долгие скитания. Перед нами... неизвестное». Он тогда переходил вброд Сян, и целовал родную землю, не стесняясь чужих взглядов, чужого непонимания... Вдохновенный. Самчук сразу бросается в водоворот событий: «Ольжич, Ротач, Штуль, Олийнык, Чемеринский и несколько десятков других. Собирают людей, формируют организацию, издают газеты. Ольжич управляет политикой. Его Национальная Рада, с некоторыми надеждами на повторение Центральной Рады уже вступает в движение. Оказалось, что мы попали здесь в настоящий водоворот самой разнообразной деятельности. Литераторы, актеры, издатели, финансисты, хозяйственники. И даже политики... Все сходились, советовались, планировали. Хотелось что-то делать. Хотелось многое делать». Энтузиасты издают газету «Українське слово», журнал «Літаври», организовывают Союз писателей...
Довольно скоро хозяева оккупированного Киева стали отмахиваться от незалежницких амбиций «гостей» с запада, как от надоедливой мухи — сначала запрещениями, а потом арестами и расстрелами. Так, чтобы раз — и навсегда.
Арестовывают и Уласа Самчука. Он именно тогда переехал из Киева в Ровно и возглавил газету «Волинь». За то, что газета печатала произведения и материалы, запрещенные советской властью, на ее редактора и обратили «недремлющее око». А потом была статья «Так было — так будет» и у кого-то лопнуло терпение…
Через месяц заключения Самчук, как-то выкрутившись, опять выехал в Германию. В 1945 г. становится первым председателем МУРа.
Но за границей его искренней любви к Украине было тяжело. До 1948 года писатель терпит лишения в лагерях для перемещенных лиц. «Было стыдно за нас, за наш мир, за большевизм, за Ленина, за Маркса. Хотелось у кого-то просить извинения, к кому-то апеллировать... Мне стыдно. Перед целым миром стыдно. Перед историей, перед умной логикой. Почему мы лучших наших людей опорочили, наказали, выгнали? За их ум, за их инициативу, за их труд. Почему отдали жизнь в руки лентяев. Бедных духом, больных и нахальных?»
В 1948 г. переезжает в Канаду, где становится одним из основателей объединения украинских писателей «Слово».
Умер Улас Самчук 9 июля 1987 г. в Торонто. Уже в следующем году в этом городе был открыт музей-архив писателя.
«Мне хотелось внести в нашу бытовую литературу немного философской и проблемной тенденции, дать более полный и более точный образ нашего села, чем это делалось до сих пор», — писал Самчук о своей «Волыни»
Время отшлифовывает, все, что ты делаешь, будет судить поколение, которое идет за тобой и в этом плане произведения Уласа Самчука являются настоящей классикой. «У известного аргентинского писателя Хорхе Борхеса в эссе «Что касается классиков» есть такая оригинальная мысль, — однажды заметил наш учитель Игорь Пасечник. — Классической является не та книга, которая отличается определенными достоинствами. Нет, это книга, которую по разным причинам поколения людей читают так же с интересом и с искренней преданностью».
И как Улас Самчук своей «Волынью» хотел внести в нашу бытовую литературу немного философской и проблемной тенденции, так Острожская Академия хочет, чтобы эти тенденции осмыслило современное украинское общество — и переиздание трилогии преследует, прежде всего, именно эту цель
«По моему мнению, мы вообще должны заботиться об организации исследований молодежью украинского наследия — литературного, исторического, художественного, — убежден ректор. — Ведь сколько прекрасных бриллиантов, сколько похоронено под илом незнания у нас, вы, неверное, не найдете больше нигде. Отыскивать, чистить и отшлифовывать — такие задачи еще долго будут для нас более важными, чем создавать что-то новое. Слишком много потеряно».
Выпуск газеты №:
№28, (2005)Section
Культура