Поэзия документа
Девятый Docudays UA подтвердил свою репутацию как авторитетного соревнования. Это полноценный фестиваль, со своими лидерами, открытиями, атмосферой и даже скандалами
В среду в киевском Доме кино состоялась церемония закрытия IX Международного фестиваля документального кино о правах человека Docudays UA и награждение фильмов-победителей. В этом году фильмы соревновались в трех конкурсах — «Docu/Життя» (полные метры), «Docu/Право» (правозащитная тематика), «Docu/Коротко» (короткометражки).
Главный приз конкурса «Docu/Життя» получил «Аргентинский урок» режиссера Войцеха Староня (Польша), специальные призы — «Золотая осень» (Ян Тенхавен, Германия), «О гангстерах» (Тебого Эдкинс, Германия) и «Рамин» (Аудриус Стонис, Латвия-Грузия). В категории «Право» победил фильм «Телом и душой» Матье Брона (Мозамбик); также жюри отметило «Жизнь в фотокадрах» (Тамар Таль, Израиль) и «Завтра» (Андрей Грязев, Россия). Победителем Docu/Коротко стала лента «Когда мы станем счастливыми» польского режиссера Павела Высочански, специальные награды — «Хроники Олдриха С.» (Рудольф Шмид, Чехия) и «Последний аккорд» («Outro», Юлия Панасенко, Россия); «Последний аккорд» также получил премию имени Андрея Матросова — присуждается командой Docudays за фильм, в котором организаторы фестиваля увидели больше всего любви. Короткий метр латвийца Робертса Рубинса «Как у тебя дела, Рудольф Минг?» отмечен специальным дипломом «За рецепт для молодых кинематографистов» и призом от Национального союза кинематографистов Украины. А студенческое жюри отдало свой приз короткометражке Елены Демидовой «Леша» (Россия).
Docudays UA востребован в первую очередь потому, что эффективно занял нишу конкурса неигрового кино, опустевшую после закрытия фестиваля «Контакт»; во-вторых, Docudays — практически единственное место, где отечественные документалисты (чудом сохранившиеся как школа, учитывая жалкое состояние национальной киноиндустрии) могут показать свои новые работы и получить за них хотя бы какое-то поощрение.
Украину представляли «Хворисукалюди» (конкурс «Коротко») — среднеметражный дебют 26-летнего Юрия Речинского, почти бессюжетное повествование о жизни беспризорных детей в Одессе. Режиссер сделал фильм визуально ярким, внешне эффектным, обильно применив светофильтры, компьютерную анимацию и тому подобное. Игра с изображением, наложенная на абсолютно непривлекательные реалии, выглядела чрезмерной, даже ненужной. А впрочем, сам режиссер прогнозировано признался, что это раскрашивание было чем-то наподобие жеста личного отстранения от материала, с которым автор не мог психологически справиться. Однако управился талантливо: за вышеуказанным исключением, в «...людях» — стройная, продуманная драматургия от начала до конца, глубоко (без спекуляций и мелодрам) раскрыты характеры. Можно с уверенностью утверждать, что у нас появился новый талантливый режиссер.
Наша страна должна была также быть представлена в конкурсе «Право», однако в последний момент полнометражный фильм Марианны Каат «Шахта №8» (Украина — Эстония) был снят с конкурса из-за немотивированного запрета компании «Интерфильм» — владельца прав на отечественный прокат. Мы уже писали об этом (без преувеличений) скандале (см. «День» от 28 марта), еще более досадном потому, что у «Шахты» были хорошие шансы на получение как минимум специальной награды. Ведь среди прочего, эта лента наилучшим образом соответствовала тенденции, прослеживавшейся во всех категориях Docudays UA; наиболее заметными в этом году стали работы, где речь шла о подростках, которые, проживая в неблагополучных семьях, в депрессивных районах, сопротивляются тем обстоятельствам, которые сломали бы и взрослого. 15-летний Юрко в «Шахте» становится настоящим главой семьи — не только работает и зарабатывает, но и пытается учиться, следит, чтобы училась младшая сестра; он исполняет эту самую главную роль так, как не мог бы сыграть самый опытный актер и является одним из тех людей, на которых, в сущности, и держится наше все еще непутевое государство.
Два других фильма из этого ряда интересны тем, что их герои одержимы кино. В латвийском «Как у тебя дела, Рудольф Минг?» режиссер 13-летний Рудольф умудряется делать фильмы без камеры: рисует каждый кадр на длинных полосках бумаги, придумывая новые истории, монтируя длиннющие «кинопленки», а затем крутит их на диапроекторе, создавая все звуковое сопровождение (включая шумы и музыку) своим голосом. Больше всего ему нравится создавать фильмы ужасов, однако когда местный священник просит Рудольфа сделать фильм о библейском богатыре Самсоне, Минг-младший «снимает» настоящий исторический блокбастер и успешно показывает его во время службы. Вмешательство режиссера в материал здесь минимально, Робертс Рубинс просто дает герою полную свободу самовыражения, и это просто захватывающе — на выходе получается настоящая поэма во славу кино.
В «Когда-нибудь мы станем счастливыми» (Павел Высочански, Польша) речь идет о Даниэле, юноше из Липины — своего рода польской Донетчины. Будучи немногим старше Рудольфа, он хочет снимать на настоящую камеру. Окружающие обстоятельства — хуже не придумаешь: бедность, преступность, мать пьет, отца нет. Даниэль — один из многих уличных хулиганов, однако Высочански взялся снимать именно его, несмотря на все предостережения. В итоге Даниэль тоже решает начать снимать, покупает сначала «паленый» телефон с камерой, потом вообще из-под полы краденую профессиональную видеокамеру и бродит по кварталу, расспрашивая детей и взрослых об их мечтах; получает по физиономии от однолеток, ссорится со строгой, но любящей его бабушкой, однако упрямо продолжает. Устраивает кастинг, отбирает двух девушек и парня, предоставляет им возможность провести день, как они хотят. Споры Даниэля и его фантастической бабушки — это просто фейерверк остроумия — зал надрывался от хохота; однако в фильме есть и более глубокий план — история становления художника, перехода инертного материала жизни в новое, художественное качество.
В «Аргентинском уроке» испытания выпадают уже на долю 11-летней аргентинки. Собственно, этот фильм — безусловно, один из лучших на фестивале — вырос из предыдущей работы Войцеха Староня. Режиссер в 1990 году снял документальный фильм «Сибирский урок» о молодой учительнице, которая поехала на Байкал преподавать польский язык потомкам польских ссыльных. По прошествии многих лет, уже в качестве супругов с двумя детьми, режиссер и его героиня отправляются в Аргентину. Дальше наблюдаем историю постепенного взросления, которая разворачивается на фоне экзотических пейзажей и монументальной бедности. Сын режиссера Янек играет и работает играясь со своей подружкой-аргентинкой, которая, как и наш Юра из «Шахты № 8», должна заботиться о всей семье. Фильм является настоящей кинопоэмой, прекрасной и трогательной одновременно.
Так же романом воспитания по своему сюжету является еще одна польская картина La Machina (режиссер — Тьерри Паладино). Это фильм-путешествие, обычное и в то же время завораживающее путешествие старого мастера-кукольника и его юного помощника, которого его наставник учит играть кукольные спектакли, видеть сны и верить в волшебство. Художественное качество La Machina выходит далеко за рамки разделения на игровое и неигровое кино: это просто кинематограф как таковой, со всем богатством смыслов и внутренней визуальной магией.
В целом, в полнометражной категории мастерских картин было едва ли не больше всего. «Замок» (Италия, Массимо д’Анольфи и Мартина Паренти) остроумно и совершенно изображает поистине кафкианскую реальность громадного международного аэропорта. Снятый на камеру мобильного телефона «Те, кем я мог бы быть и, вероятно, являюсь» (Борис Герретц, Нидерланды) появился из двух случайных встреч, произошедших где-то на улицах Лондона. Главные герои — Сандрин, привлекательная молодая бразилийка, которая приехала найти себе мужа; Стив — закаленный попрошайка, который постоянно борется с наркозависимостью, и Прешиз — поэтесса, которая становится подругой Стива. Эти три истории о человеческом одиночестве, об анонимности и ежедневных драмах городской жизни соединены целостно и завораживающе.
Совсем иная поэтика в «Рамине» (Аудрюс Стонис, Грузия — Латвия); это тоже путешествие, но во времени — бывший чемпион по вольной борьбе Рамин Ломсадзе в свои 75 вдруг решает разыскать девушку, которую любил 50 лет назад. Несмотря на латвийское происхождение режиссера, фильм веселый и трогательный, в лучших традициях великой грузинской киношколы.
В целом, девятый Docudays UA подтвердил репутацию авторитетного документального состязания. Это полноценный фестиваль, со своими лидерами, открытиями, атмосферой и даже скандалами, он не ограничивается кино: за шесть дней в Доме кинематографистов кинотеатре «Кинопанорама» состоялось множество встреч, мастер-классов, презентаций, акций разных неправительственных и правозащитных организаций. Фестиваль в равной степени влияет не только на художественную, но и на общественную жизнь — и это, наверное, лучший результат.
Выпуск газеты №:
№56, (2012)Section
Культура